В Ленинском суде один за другим выносят приговоры людям, связанным с делом бывшего замгубернатора Анатолия Озернова. Когда доберутся до него самого, вероятно, почти все ключевые участники истории будут осуждены, причем в особом порядке — признав вину. Это может усилить позиции прокуратуры в грядущем процессе против Озернова.

На этот раз явиться в суд пришлось экс-директору ООО «Спецпроектмонтаж»* Андрею Нестерову. Перед началом заседания предприниматель над чем-то смеялся с адвокатом в холле суда — настроение было безоблачное. Посерьезнел бизнесмен, когда оказался в зале заседаний, увидел решетку для задержанных, прокурора и судью.

* ООО «Спецпроектмонтаж» зарегистрировано в 2004 году. С июня 2022 года руководителем является Александр Урядов, с июля того же года он стал владельцем 100% компании. Выручка компании по итогам прошлого года составила 75,3 млн рублей, прибыль — 2,3 млн. Баланс — 83,2 млн рублей.

Гособвинитель Максим Фролов зачитал обвинение. В 2018 году к Нестерову обратился предприниматель Константин Вершинин — он занимался строительными работами, но не регистрировал на себя юрлицо. По сути, находил под госконтракты компании, которые обладали необходимыми лицензиями, контролировал работы и брал себе часть от прибыли. Вершинин предложил поучаствовать в конкурсе на реставрацию здания представительства Ульяновской области в Москве. Цена контракта составляла 52 миллиона рублей. Прибыль, как обещал Вершинин, могла составить более 20%.

Нестеров согласился, и чтобы повысить шансы на победу, включил в заявку ложные данные — завысил численность персонала компании. «Спецпроектмонтаж» выиграл конкурс и приступил к работам. Их контролировал Константин Вершинин, который поставил на объект своего прораба и снабженца. Во время исполнения контракта с помощью завышения смет Вершинин и Нестеров похитили 3 миллиона рублей.

В особом порядке

Андрей Нестеров полностью признал вину, пошел на сделку со следствием и в суде согласился с особым порядком рассмотрения дела — без исследования доказательств.

— В чем выразилось ваше содействие следствию? — спросил судья Тимур Хайруллин.

— Я полностью рассказал свою роль в событиях, изобличил Вершинина, впоследствии мы возместили бюджету ущерб, — ответил подсудимый. Как выяснилось, всю сумму выплатил Вершинин, а Нестеров за неимением пока средств обязался ему половину вернуть. Адвокат Максим Грибков добавил, что именно его подзащитный предоставил следствию сметы, которые и стали доказательством завышения ценника на реставрацию.

За особо крупное мошенничество гособвинитель Максим Фролов запросил для подсудимого 2 года 10 месяцев колонии общего режима со штрафом 500 тысяч рублей. Адвокат Максим Грибков заявил, что такое наказание не соответствует принципам гуманности, и просил оставить его клиента на свободе. Нестеров начал свою речь не слишком удачно, перепутав позиции: «Согласен с обвинением…». Дальше собрался, и хоть и сбивчиво, но рассказал о своем раскаянии в произошедшем — заявил, что теперь даже перестал брать госконтракты, чтобы не влипнуть в очередную историю.

Суд в итоге приговорил Нестерова к 2 годам лишения свободы условно.

Как Нестеров связан с Озерновым?

Ранее ключевой свидетель обвинения по делу Анатолия Озернова Константин Вершинин рассказывал, что надеясь на помощь с госконтрактами исполнял различные просьбы замгубернатора — делал ремонт на даче его тестя, покупал мебель. Озернов якобы лично приезжал в Москву контролировать реставрацию представительства, и однажды даже просил обустроить на цокольном этаже сауну, хотя этого не было в проекте.

Показания Нестерова частично подтверждают этот рассказ, делая Вершинина более надежным свидетелем. По словам Нестерова, от Вершинина ему было известно, что ход работ контролирует некий Озернов. В августе 2019 года кто-то со стороны заказчика — фамилию Вершинин не назвал — действительно просил обустроить в представительстве сауну.

Главное — подтвердить показания

Андрей Нестеров стал очередным фигурантом дела Озернова, приговоренным за сотрудничество со следствием к условному сроку. Кроме него, вину в мошеннической схеме с завышением смет признали Константин Вершинин, предприниматель Армен Абрамян и сметчица Елена Суляева. Это может помочь гособвинению, выступающему по делу Озернова.

Адвокат Юрий Родионов считает, что ключевое значение будут иметь даже не приговоры по делам других фигурантов, сколько их показания.

— Сами приговоры как таковые интереса не представляют, их даже редко исследуют по «основному» делу. Для обвинения важно, чтобы лицо, с которым было заключено досудебное соглашение, подтвердило свои показания. Как раз эти показания и ложатся в основу обвинения, а отказ от них или даже изменение в сторону смягчения грозит отменой приговора по делу, рассмотренному в особом порядке. Соответственно, когда люди получают сравнительно мягкое наказание, в том числе лишение свободы условно, они не заинтересованы в таком пересмотре, — говорит Родионов.

Адвокат Анатолия Озернова Александр Паулов ранее отрицал, что обвинительные приговоры другим фигурантам повлияют на дело его подзащитного.

— У нас разный объем обвинения: Вершинину вменяют мошенничество, Озернову — получение взятки. Более того, такой приговор только развяжет нам руки. Мы сможем сказать [обвинению]: а кто ваши свидетели? Жулики! — комментировал Паулов.

Андрей Семёнов