Известный политтехнолог и ведущий радиопередачи «Между строк» Эрнест Старателев рассказал журналисту Виктории Чернышёвой, почему он сообщает ульяновцам об «изнанке» того, что делают коммунисты.
- Эрнест Юрьевич, откуда взялось такое пристальное внимание к КПРФ? Почему вашей критике подверглись именно коммунисты?
- Потому что я не люблю вранье.
- Что вы имеете в виду?
- Проблема в том, что члены ульяновского отделения КПРФ - не коммунисты. И их противостояние с ЕР – это не противостояние политических партий и идей, идеологий, взглядов на развитие города. Это активность части низового криминалитета, который использует КПРФ для того, чтобы проникнуть во власть. В какой-то момент они поняли, что можно достаточно цивилизованным способом, через представителей во власти, решать свои сугубо корыстные задачи. Такая тенденция, которая сложилась в Ульяновске в последние годы. Паровозом для них выступает Алексей Куринный, которому просто больше не на кого опереться в регионе. Опереться организационно и финансово.
- То есть, раньше было иначе?
- На заре появления КПРФ коммунисты были идеологическими противниками приватизации, демократов, Ельцина, Чубайса. В Ульяновске были и остаются люди, которые действительно имеют убеждения коммунистического и социал-демократического толка. Такими, в определенном смысле, были и Кругликов, и Алексейчик, и Аладин. Они наверняка читали книги Ленина, Маркса, изучали труды о социализме, коммунизме.
- Думаете, современные коммунисты не владеют теорией?
- Я это точно знаю. Вопросы, которые задаю им по истории РСДРП-ВКП(б)-КПСС, ставят их в тупик. Например, Айрата Гибатдинова я спросил, какая должность была у Ленина. Беседовать о марксизме плодотворнее не с ними, а с пятилетними детьми.
- Но почему вас лично это так задевает?
- Когда вы видите, как на улице громилы грабят старика, что вы станете делать? Какие чувства может вызывать абсолютно наглое и системное вранье? Для меня очевидно, что, спрятавшись под флаг КПРФ, вполне конкретные люди нацелились обворовать Ульяновск - город, который я очень люблю.
- Обворовать в каком плане?
- В самом прямом. В том числе и разрушить будущее города, остановить развитие Ульяновска. Они заявляют своей целью смену власти в регионе. Что происходит с городами, когда эти деятели приходят к власти, мы видим по двум годам их «работы» в Димитровграде. Город провалился по всем показателям, несмотря на то что региональная власть активно поддерживает его бюджетными ассигнованиями.
Я гарантирую, что в случае прихода к власти в регионе таких людей как Куринный и Гибатдинов, здесь закончится и экономическая, и политическая свобода. Степень последней вы просто не ощущаете, пока не сравните с соседями.
Взять даже то, что происходит сегодня с предвыборной кампанией. В Самаре выборов такого типа на уровне муниципалитета вообще нет, они технологично уничтожены. Бывшим губернатором Меркушкиным внедрены райсоветы, которые делегируют представителей в городскую думу. Ни один оппозиционный кандидат не прорвется через этот хитрый заслон. Ни у одной партии, кроме партии власти не хватит ресурсов на выдвижение такого числа кандидатов. Это девять райсоветов по 30-40 депутатов. Губернатор Морозов мог сделать то же самое, чтобы коммунисты никуда не прошли – они и сейчас-то не могут справиться с 40 кандидатами. Это обезопасило бы его с электоральной точки зрения. Но он не хочет уничтожать городскую политическую жизнь.
- В Ульяновской области есть определённая усталость от губернатора – и всё хорошее, и всё плохое – это он. Психологически люди хотят, чтобы он ушел…
- Когда Вы говорите «люди», кого Вы имеете ввиду? Прямой электоральный рейтинг Морозова, который замеряют разные социологические исследования – выше 50 процентов. Другого политика с таким уровнем доверия в регионе нет. Не говоря уже о том, что у Морозова высокий «внешнеполитический» рейтинг. Это тот самый авторитет, который позволяет работать на уровне федеральных структур.
Представьте себе на минуту, как разговаривал бы, например, Айрат Гибатдинов с Эльвирой Набиуллиной. Он терминов-то, которыми она оперирует, не знает. Или вспомните, как отчитал Куринного за некомпетентность Сергей Шойгу. Все познается в сравнении.
- Хорошо, но коммунисты сейчас ведут свою предвыборную кампанию, как могут. Почему вас это раздражает?
- Виктория, они не ведут никакой кампании. Кампания в городскую думу — это кропотливая работа с избирателями в округах. А не кемпинг на площади. Кроме того, они просто врут. Видели на листовках КПРФ призыв: проголосуйте за нас и бесплатную медицину? Это прямая ложь. Какое отношение муниципальный депутат имеет к бесплатной медицине? Они не могут эту задачу решить.
Пропаганда КПРФ говорит, что ведет в гордуму представителей народа. Это неправда. Они ведут своих друзей, водителей, представителей криминала. Партийцы, ставшие депутатами гордумы в Димитровграде, украли деньги на личные нужды, заведено уголовное дело по 159 статье (мошенничество).
Они врут и в том, что они коммунисты. Если взять социальную базу, то Коммунистическая партия Советского Союза была пролетарской, она опиралась на мнение рабочих и выражала их интересы. Сегодня совершено другая история: ульяновская КПРФ опирается на бабушек, а выражает интересы братвы. В этом и заключается обман.
Если Кругликов и Алексейчик бились за порушенный Советский Союз, против рыночных реформ – это понятно, это общественно-политическая позиция. А когда кто-то берет старушку, отправляет ее на площадь с плакатом, использует ее голос, а потом начинает решать задачи своих близких и родственников, «партнеров» из Тольятти и Самары, как в Димитровграде – это совершенно другая история.
Повторюсь, социальный процесс, который сейчас происходит в Ульяновске – это попытка легализации низового криминалитета через КПРФ в городской думе для решения задач их бизнеса. Кстати, обратите внимание на стилистику Куринного.
- На что именно?
- Она год от года меняется. Раньше он в чистом виде «ездил» на бабушках. Сейчас он с них слез – часть из них умерла, часть устала бегать по площадям. И «пехотой» его политических процессов становится шпана и гопники, которые позволяют себе окружать полицейские машины и чуть ли не бить правоохранителей. Это происходит на каждом мероприятии – просто зайдите на YouTube ульяновского обкома КПРФ и посмотрите ролики, которые называются «Полицейский беспредел». Это поведение, которое абсолютно укладывается в стилистику АУЕ (запрещенная в России экстремистская организация - прим. ред.).
Я не против того, чтобы ребята из криминала как-то цивилизовывались. Но для этого они должны хотя бы обрести политическую культуру. Ваш великий земляк Ленин проводил для актива специальные школы. Вспомните знаменитую партийную школу в Лонжюмо.
А тут что? Есть коммунистическая партия, имеющая некий идеологический периметр. Его хорошо выражает Геннадий Зюганов в своих выступлениях. У партии есть идеалы и культовые фигуры, такие как Ленин. В Ульяновске похоронен его отец - Илья Николаевич Ульянов. Его могила на протяжении нескольких лет находилась в полнейшем разорении. Это обсуждалось, в том числе, и на заседаниях Законодательного собрания. Как вы думаете, кто ее привёл в порядок?
- Кто?
- Братья Коротины из «Мотома», по просьбе губернатора. И это очень удивительно: Илья Николаевич – отец Ленина, главного коммунистического лидера, вождя КПРФ.
Но есть обком партии, есть Айрат Гибатдинов, который профессионально занимается могилами, есть средства федеральной КПРФ, которая получает около 2 млрд бюджетных денег в год. Думаю, если бы Алексей Куринный попросил Зюганова денег на восстановление могилы отца Ленина, ему бы точно дали. Да и при личном доходе в 30 миллионов рублей за пять лет депутатства он мог бы сам раскошелиться. На святое-то дело. Умножьте его средние 500 000 на 12 месяцев и на 5 лет – и получите, мягко говоря, приличную сумму.
Второй пример. В нынешнем году - 150 лет Владимиру Ильичу. Никакой активности для получения средств на ремонт и реставрацию Ленинского мемориала Куринный не предпринял. Этим занимался Морозов, депутаты от ЕР, Мединский. Постановление о выделении денег подписал лидер ЕР Дмитрий Медведев. А обком КПРФ даже ни разу не провел хотя бы демонстративный субботник на стройке.
Если бы у тебя в душе теплилась настоящая коммунистическая идеология, можно было бы сделать многое. Требовать проведения, например, большой научно-практической конференции, посвященной юбилею Ленина, в эпидемию коронавируса никто бы не стал. Но можно было бы провести мероприятие онлайн, на площадке обкома, с привлечением других отделений КПРФ по стране. Это ведь юбилей их великого коммуниста и великого земляка!
Вместо этого они носили по улицам гроб, рисовали плакат «голубки», кидались скумбрией, торпедировали хайпом и хамством. Им не нужен результат – только большое количество просмотров на YouTube. Это просто люди, которые заняли чужую территорию – сквоттеры, захватившие пустующий дом.
- Но все-таки это плод действующей власти. Есть масса депутатов от ЕР, которые ничего не делают, досиживают в Гордуме свой срок. Люди это видят, растут протестные настроения…
- Депутаты есть разные. Одни ничего не делают, а другие работают. Но члены КПРФ точно ничего не делают, при этом обвиняют в этом других. Всегда есть задачи, которые решаются, а есть те, которые не решаются. И задача оппозиционной партии – задачи, которые не решены - решать. Набирать себе рейтинг за счет дела!
Но Алексей Куринный уже заявил нам с Вами в эфире, что он ничего сделать не может, «как и другие депутаты Госдумы». Про других он соврал. А про себя сказал чистую правду. В федеральных ведомствах с ним действительно никто не сможет разговаривать – он просто не владеет предметом.
Но даже если брать и вопросы по прежнему медицинскому профилю Алексея Владимировича – например, строительство в Ульяновской области федерального Центра радиологической медицины, то и это не его заслуга. Почему этот центр построили здесь, а не в Обнинске, Дубне, где тоже есть инфраструктура Росатома? Потому что губернатор Морозов добился этого, проел всем плешь в правительстве РФ, министерствах и ведомствах.
Есть каждодневная рутинная работа, связанная с решением конкретных задач. Для этого нужно быть компетентным. Среди депутатов Госдумы, которые это делать умеют, есть и оппозиционеры. Но от коммунистов Ульяновской области мы не можем найти никакой пользы для их избирателей. Никакие задачи, не решенные ЕР, ими не решены тоже. Более того, манера и способ ведения политической борьбы предполагает, что с ними вообще никто не будет разговаривать. Они постоянно только обвиняют - в воровстве, свинстве, подлоге.
- Но и действующая власть изначально относилась к коммунистам, как к врагам. Это вечный спор.
- Но спор о чем? Смотрите: в Ульяновск пришел инвестор, хотел построить отель «Мариотт». 2 миллиарда рублей инвестиций. Пришел Куринный и сказал – давайте здесь строить не будем, в итоге эти деньги в город не пришли. А ульяновские мужики могли бы просто заработать на этой стройке.
Депутат Госдумы, тем более коммунист, когда в регион приходит крупное производство (я о китайском цементном заводе), готовое принести технологии, деньги, должен сделать все, чтобы оно заработало. Именно, потому что он коммунист.
Настоящие коммунисты – люди, выступающие за прогресс, развитие промышленности, рост производительных сил. Они развивали великую страну.
А если человек от КПРФ выступает за неведомую экологию, он не коммунист, а зеленый. Коммунистическая партия — это партия рабочих. В случае же с китайским цемзаводом решались частные задачи конкретных людей. Там же у товарища Куринного Наири Чатиняна уже построен заводик. Пришли бы китайцы, пришлось бы начать людям платить хорошие зарплаты. А ему это надо?
- Вы считаете, что Алексей Куринный не справляется с депутатскими обязанностями?
- Он живет 16 лет своей политической биографии в совершенном кайфе. С ним ругаются, но его никто не критикует – не до этого. Люди заняты делом, выполняют свою работу. До меня, по сути, никто его и не критиковал. Он выгоден: тем, кто занимается выборами – что в регионе есть оппозиционер, журналистам – тем, что есть, о чем писать. Губернатору – потому что видно, что в области есть демократия. Но если бы Алексей Владимирович эти 16 лет вел себя как честный человек и пользовался бы теми тепличными условиями, которые для него были созданы, и не радикализировался бы до такой степени, что через него во власть начинает идти низовой криминал, можно было бы его терпеть. Политики его типа в российских регионах есть – это популярные коммунисты. Абсолютно бесполезные, но и совершенно безвредные. А Алексей Куринный бесполезный, но вредный.
- Почему?
- Все, что он делает, дискредитирует саму коммунистическую партию, в целом политическую ситуацию в регионе. И сами выборы.
Они постоянно рассказывают, что выборы – обман. Но если ты хочешь, чтобы оппозиционная партия победила, твоя задача сделать так, чтобы на выборы пришло максимальное количество людей. Все остальное осуществимо при помощи управляемого административного привода. Ему может противостоять только активность людей, только явка.
Обком КПРФ же вместо того, чтобы вести людей на выборы, вселять в них оптимизм, говорить, что выборы могут помочь, делают все, чтобы дискредитировать избирательный процесс. В результате они будут проигрывать. Их победы носят совершенно случайный характер – в 2018 году они взяли верх только потому, что была пенсионная реформа. За которую, если Вы помните, КПРФ в полном составе проголосовала. Но уже после выборов.
- Поясните подробнее про важность явки для оппозиции?
- Раньше электорат КПРФ – пожилые люди – всегда ходили на выборы. Молодые люди занимались другими заботами, а потому задачей власти было повышение явки. Сейчас те самые убежденные коммунисты ушли из жизни или очень постарели, остался хорошо управляемый административным ресурсом электорат. КПРФ дискредитирует избирательный процесс, падает явка, люди не приходят на выборы. Коммунисты проигрывают и гордо рассказывают, что во всем виновата ЕР.
Что такое избирательная кампания в Ульяновскую городскую думу? Это одномандатные округа. Алексей Куринный гордо заявил на областной партконференции, что «у нас звезд нет». У него из 40 кандидатов - 35 абсолютно никому неизвестных людей. Что было сделано за месяцы избирательной кампании, чтобы они стали известны? Проводили встречи? Нет. Некогда – у них митинги, они носят гроб и так далее. Коммунистов вообще не видно в округах, потому что выдвинуты были «паспортные данные». Нет актива, нет реальных членов партии. Есть братва, которая приезжает поорать. Где политическая партия КПРФ?
И все это специфически подают СМИ – они заинтересованы в том, чтобы регион выглядел цивилизованно. А потому пишут про какое-то политическое противостояние. Но нет ни коммунистов, ни депутата Госдумы, ни электората – есть шайка-лейка, которая хамит.
- Что им, по-вашему, нужно было делать?
- Работать в округах. Эта кампания – про людей, когда избиратели судят: этот – нормальный человек, а этот – нет.
Чего они хотели добиться бросанием скумбрией в Сурайкина, вывешиванием плаката с «голубками», тасканием гроба по центру города? Какое отношение это имеет к избирательной кампании в 5-ом, 20-ом, 30-ом округах? Людям надо, чтобы у них дорогу заасфальтировали, детские площадки поставили, решали проблемы в сфере ЖКХ. Тогда будет реальная опора. Кто мешает КПРФ создать такую же работоспособную команду, выставить на выборы 10-15 крепких кандидатов, которые действительно победят в округах? Только одно – работать они не умеют.
Они уже пошли другим путем, получили власть в Димитровграде, и их там начинают, практически, бить люди. Это и есть наглядный итог – во власть попали кандидаты, выдвинутые по паспортным данным, недееспособные, ничего не умеющие.
И это все и является мотивом для передач, которые я делаю.