Епископу Барышскому и Инзенскому Филарету сегодня исполнилось 60 лет. В интервью 73online некогда вполне светский инженер рассказал, почему бросил престижную работу и постригся в монахи. Знаток русской классики обозначил свое отношение к соцсетям. Кроме того, впервые озвучена зарплата высокопоставленного священнослужителя и суммы пожертвований церкви из криминального мира.

- Ваше преосвященство, вы с детства воспитывались в православии?

- Семья моя относительно православная. У дедушки было Евангелие, иконы, бабушка с мамой молились. В церковь не ходили – в советское время это не приветствовалось. К тому же на всю Ульяновскую область тогда была одна церковь - иконы Божией матери Неопалимая Купина, где меня, собственно, и крестили.

Инженер-монах

- Кем мечтали стать в детстве?

- Сначала хотел стать военным, но в училище поступить не удалось. Отслужил в столичном гарнизоне КГБ – наш полк занимался охраной Кремля. Еще подростком дома нашел Евангелие, которым был награжден мой прадед по окончанию церковно-приходской школы. Прочитал. Конечно, ничего не понял, но остались мысли.

- Как вы, парень из Сенгилеевского района, попали в солидный технический вуз - МИФИ?

- Преподаватели предложили поступить на рабфак. Понятно, что после армии вспоминать, чему тебя учили в школе, сложно, тем не менее, после собседования зачислили. До весны 1985-го учился на подготовительном отделении, а потом сдал экзамены и поступил на факультет кибернетики.

- После вуза вы работали инженером в институте физики в Троицке. Почему решили изменить жизнь и посвятить себя Богу? Как пришли к вере?

- Конечно, не сразу. Сначала были поиски себя в научных знаниях, философии. Как-то во время учебы решил зайти в храм Святого Иоанна Воина в Москве. Показалось, я дома - с этого началось становление. После окончания института стал регулярно ходить в храм, пел на клиросе, читал - участвовал в церковной жизни. Это были 90-е. Повсеместно открывались храмы, молельные дома, к нам приезжали батюшки, беседовали, вели христианские диспуты, это было интересно.

В стране бушевал кризис, во мне произошла переоценка ценностей, решил переменить свою жизнь и принять монашество. К Богу пришел уже в зрелом возрасте - мне было лет тридцать. Сначала помогал восстанавливать Екатерининский мужской монастырь в Подмосковье, потом постригся в монахи с именем Филарет, служил диаконом. Когда заболел отец, попросился на служение ближе к нему. Так снова оказался в Ульяновске, служил в Жадовском мужском монастыре.

- Как отнеслись родители к тому, что вы так резко изменили свою жизнь?

- Сначала отрицательно. Мама к тому времени умерла, а отец сначала обижался, а потом сам проникся верой.

Голос свыше

- Духовное образование далось трудно?

- Я московский студент, у нас так говорили: «Если учиться - то трудно, а если не учиться - нетрудно». Это, конечно, анекдот. Начинал в Нижегородской духовной семинарии, потом владыка Прокл посоветовал поближе ездить – в Саратовскую. Четыре года учился заочно и получил в итоге богословское образование.

- Кто из духовенства на вас оказал особое влияние?

- В деревне Пучково, что рядом с подмосковным Троицком, служил старый протоиерей - отец Владислав Свешников, из киношников, бывший режиссер. Меня поражали его проповеди, он очень складно говорил. Конечно, большое влияние оказал игумен Екатерининского монастыря отец Тихон, который меня постригал. До сих пор общаемся.

- Приходилось ли когда-либо жалеть о выборе и хотелось ли вернуться обратно в мирскую профессию?

- Разное бывало, но никогда не отчаивался и ни о чем не жалел. Как-то в жизни случилось некоторое смятение. Решил посетить Дивеево. Приехал, зашел в храм, встал за колонной, начал молиться: «Господи, помоги! Батюшка Серафим, подскажи, что делать, куда идти?», а сзади слышу строгий голос: «Ты кто такой?» Говорю: «Монах». А в ответ: «Ну, вот и живи в монастыре». Я понял, что лучше из монастыря больше никуда не уходить (смеется).

- Как вы считаете, что важнее: церковь или семья?

- Вопрос непростой. Как верующий христианин могу сказать: возлюби господа Бога своего - это первая и наиважнейшая заповедь. Соответственно, и церковь для верующего человека должна быть на первом месте. А семья является производной от церкви. Если ты любишь Бога, то Бог даст тебе силы любить и жену, и детей, и родных.

О Достоевском и науке

- Как вы проводите свободное время? Где и как любите отдыхать?

- Обычно мой день в монастыре начинается с молитвы, иногда продолжительной. Потом смотрю, какие чтения проходят в церкви, составляю рабочий график. Вечером приезжаю помолиться, если есть время - отдохнуть и попить чаек.

Свободного времени практически нет, но если выдается часок-другой, люблю книжечку взять или посмотреть научно-популярный фильм. Бывает интересно, как ученые рассуждают - посмеяться, повеселиться, чем сейчас народ занимается (смеется).

Первое образование никуда не денешь, мне интересно, чем живет наука, что она переживает. А переживает она не самые лучшие времена. Просматриваю новостные ленты: «Устроили управляемую термоядерную реакцию…». Думаю, дай-ка, посмотрю, что там пишут, а там оказывается, ничего не устроили…

Отпуск в последние годы не беру. Лучше куда-нибудь в паломничество съездить: на Афон или на Кипр - там был, на Святой земле бывал. Сейчас с высоты прожитых лет понимаешь, что мечтаешь об одном - лишь бы Господь принял мою душу, там будет мое место. Жизнь бессмертна, а в тленном мире я все видел.

- Какой литературный герой вам ближе?

- Читаю в основном духовную литературу: церковную, святоотеческую, патристику (философия и теология Отцов Церкви – прим.ред.) - там много советов, житийную литературу. Когда пришел в церковь, от беллетристики отошел. Но одним из любимых писателей-классиков был и остается Федор Михайлович Достоевский. Прочитал практически все его произведения. Братья Гримм писали интересные сказки. Самый главный герой для меня - Иисус Христос, а из литературных ближе Алеша Карамазов.

О бизнесе и пожертвованиях

- Многие считают, что священники живут на пожертвования, но ведь есть и официальная зарплата. Сколько получает епископ?

- Церковные доходы формируются из того, сколько опустят «в кружку» и сколько насобирают на свечном ящике, с продаж икон, крестиков… С этих денег планируешь содержание храма, священников, дьяконов, уборщиков, охранников. Каждый месяц сборы разные. У нас неполный рабочий день, мой длится четыре-пять часов. Минимальная зарплата священника – 16 тысяч рублей, мы платим единый социальный налог. Священники, бывает, служат в других приходах, выезжают на отпевания. Средств хватает, не жалуюсь. Зачастую некоторые батюшки, регистрируют ЧП или ИП, например, в Нижегородской епархии, батюшка организовал таксопарк. Сейчас резкого запрета на предпринимательскую деятельность нет, лишь бы она не противоречила христианской этике.

- А сами не думали заняться бизнесом, чтобы повысить доходы обители?

- При монастыре есть ферма, содержим свиней, коров, кур, овец. На монахов и трудников хватает яиц, молока, сыра, сметаны. Доход фермы позволяет монахам на стол рыбу, хлеба купить. Зимой в монастыре собираются по 20-30 человек, сейчас 18 монахов.

- Как вы относитесь к пожертвованиям от представителей криминального мира? На что они жертвуют? Чего просят взамен?

- Если точно знаю, что это криминальная личность, встречаться с ним не хочу, а если встречаемся, молюсь, чтобы он отошел подальше. Зачастую, что «в кружку» кинули, то кинули. Я как апостол Павел: «Бери без рассуждения». Взамен просят, чтобы за них молились, но ко мне лично никто из того общества не обращался.

Зачастую нам не хватает денег на восстановление и нужды монастыря. Помогают предприниматели, которые занимаются торговлей, строительством, пилорамами, сервисами. Нам оказывал помощь хозяин «Гулливера» Игорь Любченков. больше помогают анонимно, на счет присылают. Самая большая сумма, которую мы получили – до миллиона рублей. Как раз в монастыре шли кровельные работы, я думал, ломать-не ломать кровлю. Сломаешь, нужно сделать, иначе здание будет рушиться. И тут раз – приходит добрый человек: «Хочу половину денег отдать». Говорю: «Спаси тебя, Господи, добрый человек!», добавили, кровлю перекрыли.

Другой случай. Когда стал наместником монастыря, наняли рабочих, чтобы гараж сделать, они уже кладку заканчивали. В кассе ничего нет, думаю, чем отдавать. Вдруг приезжает человек, хочет конверт передать. Думаю, может, бомба какая, вынимаю – ровно 24 тысячи рублей, зарплату отдать.

Господь всегда рядом, если есть потребность, он всегда подаст. Я уже 27 лет в церкви, это является утверждением правоты, веры, что Христос слышит наши молитвы. Не надо думать, что святые где-то там за Юпитером или в далеких галактиках - они все здесь, в них нужно поверить.

Об алкоголе, мате и атеистах

- Как вы относитесь к алкоголю, что разрешено употреблять? Что предпочитаете?

- В церкви люди из того же теста, что и все остальные. Я не ханжа, иногда употребляю водочку, могу выпить белое, красное вино. Кстати, кагор в церкви - это чисто наша, русская традиция. На горе Афон используют сухое красное виноградное вино. А злоупотребление - это не только алкоголем, но и едой не в меру. Это смертный грех.

- Какие предпочтения в еде?

- Когда поста нет, могу и мяса поесть, и рыбку. Сейчас пост, едим зелень, разные кашки. Я на эту тему, как говорит молодежь, «не парюсь».

- Как изменилась вера в людях за последние годы?

- Подростков немного, но в этом есть и наши недочеты. В школе преподавание православной культуры на низком уровне, а сами они стесняются приходить в церковь. Люди бывает, приходят в церковь от безысходности. Полегчало - и человек пропал. Молодежь приходит, военнослужащие, приезжающие в отпуска молятся - в окопах атеистов нет.

- Кстати, как вы относитесь к атеистам?

- Священнослужитель Андрей Ткачев сказал, что это тяжелое психическое расстройство. Атеизм – это тоже своего рода религия. Тебе надо верить, что ничего нет и все самобытно. Многие переламываются. Был случай недавно, нас пригласили в администрацию на награждение участников СВО. Мне понравился один мужчина моих лет. Подходит он к владыке Лонгину и говорит: «До СВО я был жестким атеистом, пришел туда, сразу стал верующим».

- Как вы относитесь к соцсетям? Ведете личные странички?

- Давно завели страничку, но сам ничего не выкладываю. Соцсети возникли от потребности общаться, но нам положено общаться с Господом Богом и по мере друг с другом. Люди жажду общения заменяют тем, что сидят в соцсетях, убивают время и пишут гадости. Это не от большого ума. Феномен соцсетей как раз и состоит в том, что тебя никто не видит, но ты можешь выложить что-то такое. Мое отношение не очень положительное, но если уж люди без них совсем не могут...

- Как вы относитесь к экранизации житий святых?

- Если они не похабно сделаны, а по-хорошему, почему бы нет. Режиссеры фильмов должны быть воцерковленными людьми. Допустим, Петр Мамонов, снявший фильм «Остров», сам пришел к вере уже взрослый, побитый жизнью, после наркомании и алкоголизма.

- Нужно ли исповедоваться самому священнослужителю? Кому исповедуетесь вы и как часто это случается?

- Да. Так заведено: раз в году в епархии обязательно собираются все батюшки и исповедуются. Можно чаще исповедоваться. Как такового, духовного отца у меня нет, исповедуюсь отцу Николаю в Радищевском районе.

О личном

- На что у вас не хватает терпения?

- Иной раз на человеческие страсти и грехи, когда человек становится как скотина – употребляет алкоголь, химические вещества. Таким выписываю «путевку в жизнь»: идите, трудитесь в народное хозяйство. «Я верующий!». Какой ты верующий, если ты Господа не исповедуешь, а только одни грехи творишь.

- Чего вы боитесь?

- Напрасно прожитой жизни, что грехи и страсти от Господа отвлекут – это самое страшное для меня. Боюсь, чтобы господь не отнял веру. Как говорили афонские монахи, самое страшное состояние, когда накрывает безверие и все становится мрачным.

- Какой совет дадите молодому священнослужителю и прихожанам, как настоятель Богородице-Казанского Жадовского мужского монастыря?

- Ты принял на себя дар, берегись, чтобы он был дан тебе не в осуждение. Надо служить со страхом Божьим, смотреть за своей личной и общественной жизнью, чтобы быть непогрешимым. Как сказано у пророка Исаии: «Проклят всякий, кто делает Божье с небрежением». Есть такое предание: один попал в ад, за него молится старец в пустыне. И вдруг старец видит его: «Ну, как ты там, брат?». «Да ничего, под твоими молитвами немножко полегче стало. А кто ниже тебя есть?». «Есть – я у монаха стою на плечах, а он стоит на плечах у епископа». Прихожанам: Бога любить, в церковь ходить. Молитесь, пока есть возможность.

фото: автора, Симбирской и Барышской епархии

Светлана Снежина