Администрация Ульяновска и региональный Минтранс анонсировали установку до 33 заправочных станций для электрокаров в областном центре. Окупаются ли ЭЗС в городе и кому они выгодны?

В ГИБДД сообщили, что на конец прошлого года в Ульяновской области зарегистрировано 522 электромобиля, причем 209 из них поставили на учёт в 2023-м.

Электрокары стали появляться у нас в 2019 году. Александр Чепухин, который тогда был депутатом ЗСО, выступил с инициативой создания сети ЭЗС в Ульяновской области, указав, что в Норвегии экологичные машины занимают 58% авторынка. Мы связались с автором инициативы, но на вопрос о рождении и развитии идеи он ответил кратко: «Да, когда-то начинал эту тему, дал импульс и очень рад, что дело пошло. Сейчас этим занимается клуб электрокаров».

По данным 2ГИС, больше всего зарядных станций сейчас в Москве (466), Санкт-Петербурге (198) и Южно-Сахалинске (124). В топ-10 из субъектов ПФО входят Казань (74) и Нижний Новгород (91). Самая низкая стоимость кВт/ч зафиксирована в Красноярске (10.52). Цена заряда на 100 километров здесь составит 189 рублей. Кстати, в городе 117 станций.

В пресс-службе регионального Минтранса рассказали, что Ульяновская область с 2023 года участвует в государственной программе «Развитие энергетики» и создаёт инфраструктуру для электрического автотранспорта. Планируется до конца года установить 15 ЭЗС плюсом к 18, о которых мы сообщали ранее. Для этого есть 41,4 млн рублей (33,12 млн − из федерального бюджета, 8,28 – из регионального). Субсидии пойдут на возмещение затрат инвесторов на закупку оборудования и технологическое присоединение к электросетям. Кстати, в 2023 году дали больше − 49,68 млн.

В ведомстве уточнили, что места строительства ЭЗС выбирают инвесторы, исходя из парковочного пространства, свободного доступа «к розетке» и трансформаторной подстанции со свободной мощностью 150 кВт неподалёку. Чем она дальше – тем выше стоимость проекта. На покупку станции можно получить субсидию в размере не более 1,86 млн рублей (возмещение 60%).

Существуют ЭЗС двух типов: медленные и быстрые. На «медленной» станции аккумулятор ёмкостью 60 кВт/ч заряжается за 3-6 часов, стокиловаттные − за 5-8. На быстрой станции первый наполняется за час, другой − за полтора.

В Ульяновске уже установили ЭЗС по адресам:

Ленинский район:

  • ул. Минаева, 11 (ТРК «Спартак»),
  • ул. Гончарова, 25 (отель «Рэдиссон),
  • ул. Радищева, 39 (ТЦ «Энтерра»),
  • ул. Воробьёва, 77 (ЖК «Воробьёвы горы»),
  • ул. Карла Маркса, 12 (ресторан «Матрёшки»),

Засвияжский район:

  • пр-т Хо Ши Мина, 19,
  • Московское ш., 83,
  • Московское ш., 108 (ТРЦ «Аквамолл»),
  • ул. Октябрьская (АЗС «Татнефть»),
  • пр-т Олимпийский, 10а («Леруа Мерлен»),

Железнодорожный район:

  • ул. Луначарского, 2а,
  • ул. Кирова, 79 (отель «Ракурс»),

Заволжский район:

  • пр-т Ульяновский, 1 (ТЦ «Самолёт»),
  • пр-т Зырина (парк имени Маргелова).

По данным Минтранса, еще планируется установка ЭЗС в Ульяновске по адресам:

Ленинский район:

  • ул. Марата, 8,
  • ул. Ипподромная, 4а,
  • пер. Комсомольский.

Засвияжский район:

  • ул. Юго-западная, 6,
  • ул. Шолмова, 20,
  • ул. Александровская, 60.

Железнодорожный район:

  • ул. Водопроводная 6.

Заволжский район:

  • ул. Генерала Кашубы,
  • пр-т Маршала Устинова, 11,
  • пр-т Созидателей, 17,
  • пр-т Ульяновский, 24.

В области ЭЗС действуют в рабочем посёлке Сурское (ул. Хазова, 23), в Тереньге (ул. Булыгина, 2) и в селе Высокий Колок Новомалыклинского района.

Приложение 2Charges показывает, что все они рабочие, сообщая тип заправки и цену за киловатт.

В администрации города отметили, что подключением двух ЭЗС на улице Луначарского, на Московском шоссе, 83 и в парке имени Маргелова занимались специалисты МУП «УльГЭС» и добавили, что ЭЗС откроют на улице Спасской напротив Дома правительства, на бульваре Пластова у бассейна «Буревестник», на улицах Аблукова, Отрадной, Шигаева, по улице Радищева, 39 и на проспекте Маршала Устинова, 11.

Появится заправка в Димитровграде (ул. Хмельницкого, 93), в рабочем посёлке Николаевка (ул. Шоссейная) и в посёлке Новоспасское – там место пока не определено.

  • По данным 2ГИС, станции в Ульяновске около «Аквамолла» и на проспекте Созидателей в Заволжье принадлежат компании Sitronics Electro, замеченной в Москве и Нижнем Новгороде. Стоимость киловатта – 15 рублей.
  • Компания E-prom запустила станции у парка Генерала Маргелова, возле дома №83 на Московском шоссе и в Железнодорожном районе около ККК «Современник».
  • ЭЗС на улице Октябрьской оборудовала «Татнефть» в дополнение к АЗС классического бензинового типа. Она в прошлом году была бесплатной.
  • Компания IT Charge представляет станцию около отеля «Ракурс» в Железнодорожном районе.
  • Electrifly разместила объекты на улице Воробьёва, 77 и Железной Дивизии, 5б (у ТРК «Спартак»).
  • Владелец станции на проспекте Олимпийском, 10а (ТЦ «Леруа Мерлен») не обозначен в картографическом сервисе. 2ГИС сообщает, что там зарядка бесплатная.

Самая дорогая заправка в 2023 году была в «Аквамолле» − 15 рублей (сейчас 21). В «Спартаке» и «Рэдиссоне» за кВт/час платили десятку. Получается, электрокар примерно вдвое выгоднее в расходах на бензин или солярку. Правда, многое зависит от модели и характеристик.

Активист ульяновского клуба электромобилистов Артём Тимофеев рассказал, что электроводы пользуются и некоторыми другими бонусами. Например, они не платят транспортный налог, плюс «электрички» имеют право свободного проезда по платным трассам. Впрочем, зимой электрокар догоняет по стоимости эксплуатации углеводородных братьев.

Желающих строить ЭЗС в Ульяновске не много. Тем более, что установка «быстрой зарядки» обойдется в сумму до 4 млн рублей, а эксперты портала считают, что срок ее окупаемости может достигать 15 лет. Их интересно оборудовать для привлечения трафика на объекты типа гостиниц или торговых центров. «Медленные» – дешевле, но востребованы только там, где можно надолго оставить машину.

Владельцы электромобилей в Ульяновске настаивают на том, что ЭЗС нужны на въездах в город. Быстрые зарядки необходимы путешественникам, которым неудобно искать место для подзарядки в центре.

− По-прежнему отсутствует нужная инфраструктура на трассах, ведущих к Самаре и на юг, − говорит Артём Тимофеев. − В этих направлениях всё плохо. Нужны заправки в Димитровграде. Работаем над этим. Зато свободно можно доехать на электрокаре до Москвы, Нижнего Новгорода и даже до Витебска.

Анастасия Кузнецова.