Уголовное дело бизнесмена Дмитрия Кутьменева прекращено. Назначен судебный штраф в размере вдвое меньшем, чем был готов заплатить сам фигурант. Предприниматель считает, что бросать иранский рынок, где он потерял полмиллиарда рублей и заработал уголовное дело, тем не менее нельзя — это крайне перспективное направление.

Одному из некогда крупнейших ульяновских экспортеров Дмитрию Кутьменеву вменяли уклонение от репатриации в Россию 500 миллионов рублей (п. «а» ч. 2 ст. 193 УК РФ). Компания предпринимателя «СПК» поставила в Иран зерно, но не получила оплату. Следствие считало, что Кутьменев как руководитель «умышленно преступно бездействовал» в деле возвращения денег в Россию. Сам бизнесмен объяснял возникшие проблемы санкциями, которые сделали расчеты с Ираном невозможными.

На первом же заседании на прошлой неделе Кутьменев признал вину и просил о назначении судебного штрафа. Судья Светлана Чебукина поинтересовалась, на какую сумму он рассчитывает — бизнесмен заявил, что потянет до полумиллиона рублей. Прокурор Ирина Полякова попросил время согласовать позицию с руководством.

В итоге на следующем заседании гособвинение заявило, что не против прекращения дела с назначением судебного штрафа, и заявило сумму вдвое меньшую, чем вызвался выплатить Кутьменев — 240 тысяч рублей. «Расцениваю это как гуманность и справедливость правосудия», — комментировал он после заседания. Отметим, что судебный штраф не влечет за собой наличие судимости.

Прокурор объяснила свою позицию тем, что бизнесмен загладил вред: участвовал в программе поддержки сельского хозяйства, занимался благотворительностью. Адвокат Александр Мордвинов позже добавил, что Кутьменев за время предпринимательской деятельности заплатил в бюджеты разного уровня около миллиарда рублей.

Сегодня, 25 июля, судья вынесла постановление о прекращении дела и назначении судебного штрафа — 240 тысяч рублей. После заседания Дмитрий Кутьменев заявил, что «дело не в деньгах, а в правосудии».

— Была попытка пробить новые экспортные рынки, сделать лучше для региона. Да, иранский рынок сложный, не изучен ни бизнесом, ни законом, ни банковским сектором. Мы на протяжении восьми лет делали эту работу, реализовывали большие объемы, вводя в Ульяновскую область значительное количество валюты. А то, что в конце не зашел «хвост» в полмиллиарда… Общий оборот был гораздо больше, мы делали это во благо сельского хозяйства, — сказал Кутьменев.

На старте судебного процесса о своих планах бизнесмен говорил общими словами: «Дальше новые вершины». Однако после итогового заседания он отметил, что его задача — развивать работу с иранским рынком, независимо от решения суда.

— Это наш сосед по акватории Волги и Каспия, самая комфортная логистическая среда доставки — независимая от Европы, Турции и каналов. Почти как одна из областей России с точки зрения логистики. Направление очень перспективное. Его надо развивать, и неважно, как будут бить по пяткам, — заявил Кутьменев.

Андрей Семёнов