Внешнеторговый оборот Ульяновской области увеличился в прошлом году на 20% и достиг почти 1,5 млрд долларов. Такой значительный прирост стал возможным из-за продажи оружия и боеприпасов в Северную Африку. В целом же конкурентоспособность ульяновской продукции, отмечают эксперты, за последние годы упала. Это тревожно, ведь в отличие от всероссийского экспорта местные предприятия продают за рубеж не сырье, а продукцию обрабатывающей промышленности.

По данным таможенной службы, внешнеторговый оборот Ульяновской области в 2018 году вырос на 19,6% и составил 1 млрд 437 млн долларов. Экспорт местных товаров вырос на 14,9% до 789,5 млн долларов. Импорт в регион увеличился на 26% до 647,7 млн долларов. Таким образом сальдо между экспортом и импортом упало с прошлогодней отметки в 173 млн долларов до 141,86 млн долларов.

Импорт товаров из стран дальнего зарубежья в регион увеличился на 27,2% и его объем в прошлом году составил 609 млн долларов. Больше всего Ульяновская область покупает каучук и резину — 27,4%, транспорт — 27%, оборудование и механические устройства, а также их части — 19,4%. Со странами СНГ торговля куда скромнее. Общий объем импорта достиг 38,3 млн долларов при росте за 2018 год на 9,2%. Преимущественно область покупает изделия из черных металлов — 16,7%, транспорт — 13,6% и черные металлы — 13,0%.

Экспорт в страны дальнего зарубежья вырос на 14% и составляет 647 млн долларов. 53,5% от всего объема экспорта в дальнее зарубежье — это продажа оружия и боеприпасов. На втором месте — средства наземного транспорта (22%). Экспорт в страны СНГ вырос на 19,3% и составил 142 млн долларов. Туда ульяновские предприятия отправляют транспорт (41%), нефтепродукты (18,5%) и оборудование (11%).

Справка 73online.ru:

В число ведущих экспортеров региональной экономики преимущественно вошли производители и продавцы автомобилей и запчастей: ООО «Авиакомпания Волга-Днепр»; государственный научный центр НИИАР (радиоактивные элементы: иридий 192); Инзенский деревообрабатывающий завод; ООО «СПК» (продажа зерна); УАЗ; «Меридиан АНК» (автокомпоненты); «Вторсплав» (алюминия); «Немак Рус» (автокомпоненты); «Шеффлер Мануфэкчеринг Рус» (автокомпоненты); «Внешторгэкспорт» (автокомпоненты); «Скамол Рус» (производство кирпича); Ульяновский станкостроительный завод; «Федерал могул Димитровград» (автозапчасти для двигателей КАМАЗ); «Квадро» (кухонные мойки из искусственного камня); «Микроэлектронные нормализаторы и системы» (датчики избыточного давления).

В статистических выкладках таможенной службы не указываются некоторые виды продукции. В первую очередь речь идет об оружии и боеприпасах, пояснили 73online.ru в пресс-службе ведомства. В отчете таможенной службы не конкретизированы поставки товаров на общую сумму 344 млн долларов, или 43% всего экспорта. Это поставки в Алжир — 208 млн долларов, Египет — 117,5 млн долларов и в Ирландию — 18,7 млн долларов. Скорее всего, эти страны приобрели продукцию ульяновских предприятий оборонного комплекса.

Темпы роста экспорта - важный показатель для региональной экономики. Если он растет быстрее темпов роста всей экономики, то это говорит о росте конкурентной способности изготовляемой продукции. Однако это правило не работает в реалиях ульяновской экономики, уверен профессор УлГУ, доктор экономических наук Анатолий Лапин. По его словам, сегодня экспорт не является драйвером роста региональной экономики. «Мы последовательно теряем конкурентоспособность в сфере обрабатывающей промышленности, которая составляет подавляющую часть нашего экспорта. Если не учитывать экспорт вооружений, который лишь в последнем квартале скорректировал разницу между экспортом и импортом, то картина была бы с отрицательным сальдо. Сравнение темпов роста экспорта и импорта показывает, что программа импортозамещения не действует», - рассказал г-н Лапин журналисту 73online.ru.

Эксперт приводит в пример статистику за 2005 год, когда региональный экспорт превышал импорт почти в два раза. Его структура не сильно отличалась от сегодняшней. «Структура товарооборота и его объем показывают, что конкурентоспособность ульяновских предприятий на рынке падает. Это и приводит к наращиванию импорта», - объяснил профессор Анатолий Лапин.

По данным ульяновского Центра поддержки экспорта, по итогам прошлого года «Авиакомпания «Волга-Днепр» больше всех в области заработала на внешнем рынке. Несмотря на косвенное влияние западных санкций, авиаперевозчик вернул себе первое место в топе региональных экспортеров.

Артем Горбунов