В одной из комнат мемориальной квартиры чувашского просветителя Ивана Яковлева, в музее «Симбирская чувашская школа», хранится трогательный экспонат – детское платье, сшитое вручную в 1940 году в исправительно-трудовом лагере. История его появления одновременно светла и трагична, и весьма интересна.

Платье из клетчатой ткани, украшенное спереди двумя карманами, висит на вешалке за стеклом в бывшей детской комнате. Оно – часть экспозиции, посвященной потомкам чувашского просветителя. Но простой по сути предмет гардероба не так прост, как кажется – он являет собой нечто большее, чем одежда. Детское платьице для кого-то окажется символом веры в лучшее и надежды на будущее, кто-то увидит в нем олицетворение человеческой силы духа и любви к семье. И каждый будет по-своему прав.

Дело в том, что платье это сшила для своей внучки дочь Ивана Яковлевича и Екатерины Алексеевны Яковлевых – Лидия Ивановна Некрасова.

– Ее отец, Иван Яковлевич Яковлев, всегда большое значение в воспитание придавал семье. Для его детей – Алексея, Лидии и Николая, а впоследствии и для внуков семья, дом всегда были надёжным маяком и примером взаимоотношений. Отношения между самой Лидией Ивановной и её мужем Алексеем Дмитриевичем были настолько деликатны и наполнены общим согласием, что внушали глубокое уважение их детям, – рассказала методист Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Нина Литвинова.

Лидия Ивановна Некрасова, являясь по образованию археологом-искусствоведом, была также знатоком иностранных языков.

Более 20 лет она проработала профессиональной переводчицей литературы, главным образом, в области биологии. По роду своих занятий Лидия Ивановна общалась с иностранными корреспондентами, чем вызвала подозрение органов НКВД. В 1937 году, в возрасте 58 лет, ей было предъявлено необоснованное обвинение в шпионаже с последующим заключением в исправительно-трудовой лагерь вблизи рабочего посёлка Ухта Коми АССР сроком на 5 лет. Арест и последующее заключение стали большой трагедией для семьи.

– Разлуку с мужем, детьми, внучками Катей и Аллочкой Лидия Ивановна скрашивала письмами и изготовлением подарков для них. Для внучек она изготавливала и раскрашивала кубики – азбукой и картинками. Правда, красить приходилось одной зелёной масляной краской, так как другой в условиях лагеря просто не было. В письмах развлекала внучек историями с рисунками – Лидия Ивановна хорошо рисовала, – продолжила Нина Литвинова.

В музейной витрине рядом с платьем находится письмо Некрасовой из лагеря, датированное 19 февраля 1940 года. В нем она описала историю маленького мальчика – внука Володи, смотрящего на кораблик (не увезёт ли он его куда-то далеко?) и историю маленькой девочки – внучки Кати, которая совещается с аистом, не достанет ли он ей братца.

«Ну, вот, видите, какие развлечения у меня… Дорогие мои, я как-то живу и ни о чём не могу думать – конечно, мысль о вас всех всегда в основании душевной жизни», – такими строчками Лидия Ивановна обращается в письме к домочадцам.

Детские кубики, лото и платье, полностью сшитое вручную, Некрасова передавала для внуков через женщин, у которых закончился срок заключения – они могли доставить небольшие посылки в Москву.

Детское платье бережно хранилось в семье Екатерины Всеволодовны Павловой (той самой маленькой девочки Кати), а впоследствии было передано в музей.

Этот материал входит в цикл публикаций, посвящённых 40-летию Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», которое отмечается в 2024 году.

Фото предоставлено Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина»

Татьяна Лисицына