В Ульяновской области произошел всплеск подачи исков о банкротстве физических лиц. Юристы подтверждают эту тенденцию, но говорят о том, что основной причиной роста является низкая финансовая грамотность людей. Оценить, насколько сильно пандемия коронавируса повлияла на рост числа банкротств, можно будет осенью.

В первом полугодии количество решений судов о банкротстве физических лиц и предпринимателей в России увеличилось на 47% по сравнению с тем же периодом прошлого года, при этом в июне отмечается их двукратный рост относительно того же месяца в 2019-м. Банкротами признано 11,5 тысячи россиян. Это следует из статистики проекта "Федресурс" — Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

По данным "Федресурса", в Ульяновской области рост по итогам полугодия скромнее, но тоже значителен – 20,6% (с 476 исков о банкротстве до 574). Сейчас в нашем регионе на 100 тысяч населения приходится 46 банкротов-"физиков". Анализ данных картотеки арбитражного суда показывает, что в июне 2020 года заявок на банкротство физических лиц поступило почти в два раза больше, чем годом ранее.

Арбитражный управляющий Павел Кривцов говорит, что тенденция на рост заявлений о банкротстве действительно есть.

— Следует разделять физлиц, подающих заявления о банкротстве, на две категории. Это те, кого "зажимают" реальные кредиторы, в большинстве случаев банки и микрофинансовые организации, а также лица, которые сами признают себя банкротами. Сейчас с заявлениями чаще обращается вторая категория. Причина здесь кроется, скорее, в неграмотном подходе населения к своей закредитованности: люди просто не умеют правильно пользоваться кредитными продуктами, — считает Павел Кривцов.

Насколько пандемия COVID-19 в действительности повлияла на количество банкротств, станет понятнее осенью, считает арбитражный управляющий. С открытием судов кредиторы пока занимаются "просуживанием" задолженностей и до подачи заявлений о банкротстве просто не дошли. Тем не менее, по мнению г-на Кривцова, количество заявлений по итогам года превысит результат 2019-го как минимум на 30%.

Гендиректор юридической компании "СКС" Артем Ефремов также подтверждает рост количества банкротных процедур, но он не связывает это только с кризисом в экономике. По его мнению, роль сыграло распространение опыта людей, которые с помощью банкротства уже сняли с себя долги, а также положительная судебная практика: сейчас разъяснены все нюансы закона о банкротстве физических лиц, и можно предсказать ход процедуры вплоть до итогового результата.

— Фактор пандемии также сыграл свою роль. В период вынужденной самоизоляции Арбитражный суд Ульяновской области не проводил судебные заседания. В связи с этим чуть позже наступил так называемый отложенный спрос на банкротства. Граждане, которые планировали обанкротиться в апреле и начале мая, были вынуждены взять паузу. Такое увеличение числа процедур носит, скорее, технический, нежели экономический характер. Но несмотря на приведенные выше факторы, экономическая ситуация в стране всё же играет ключевую роль, — считает Артем Ефремов. — Я прогнозирую увеличение роста банкротств в начале осени. Это связано с тем, что люди, получившие право на кредитные каникулы в период самоизоляции, по окончании этих каникул всё равно не смогут исполнять взятые на себя обязательства, так как восстановить платежеспособность за такой короткий промежуток времени в текущей экономической ситуации практически невозможно.

Юрист по банкротству Михаил Новоселов отмечает, что количество заявлений о банкротстве растет ежегодно. Причины - в доступности кредитов, которые граждане из-за низкой финансовой грамотности не могут вернуть, увеличении доверия к процедуре и эффективности банкротства как инструмента возврата долга.

— Тренд в банкротстве меняется. Раньше многие должники использовали эту процедуру как способ списать долги, и у них это получалось. Теперь в судебной практике явный тренд на защиту прав кредиторов, в первую очередь банков и налоговой. Все больше удовлетворяется заявлений о субсидиарной ответственности и оспаривании сделок по выводу имущества, — комментирует юрист.

По мнению г-на Новоселова, ожидается, что количество заявлений о банкротстве будет расти и дальше: всплеск прогнозируется после отмены моратория, введенного в пандемию, кроме того, с 1 августа заработает внесудебное банкротство.

Дмитрий Цибизов, гендиректор консалтинговой группы DSTS Business, занимающейся сопровождением банкротства, видит близкий к общероссийской статистике рост.

— Мы считаем, что тренд на рост количества банкротств в ближайшие пару лет будет продолжаться и может усилиться при введении второй волны ограничений из-за пандемии коронавируса. Причин роста сейчас две: первая состоит в том, что экономика неэффективна из-за массы бюрократии и отсутствия реальной поддержки микро- и малого бизнеса. Это влечет за собой невозможность увеличения реальных доходов населения. И подключается вторая причина - очень низкий уровень финансовой грамотности среди людей. Соответственно, неумение просчитать последствия взятых кредитов и возможности реально с ними расплатиться. Это ведёт к банкротству, — рассказал г-н Цибизов.

Андрей Семенов