Недавно в Киндяковке ветер уронил на ребенка дерево. Следственный комитет возбудил уголовное дело, усмотрев возможную халатность чиновников: ствол мог быть аварийным — а значит, его должны были снести. Ситуация вопиющая. Эксперты говорят, что чиновники не готовы системно работать над озеленением города, в том числе заниматься учётом и сносом старых деревьев, а городу нужен главный садовник.

Проблема озеленения — типичная для малых городов России, отмечает кандидат архитектуры, доцент, эксперт НИУ ВШЭ (г. Самара) Виталий Стадников. Она системная и связана со сбором данных. На электронную съемку зеленых насаждений находят деньги только в Москве, для регионов это слишком дорого и не закладывается в бюджет. «Учет состояния деревьев — чистая халтура чиновников, мониторинг на самом низком уровне. В стандартах ничего толкового не прописывают», — объясняет Стадников.

Последние несколько лет на различных площадках говорят о необходимости внедрения цифровых технологий для эффективного городского озеленения — по такому пути пошли Москва, Калининград, Казань. «При формировании зеленого каркаса городов применяют математическую модель проектирования и планирования, что позволяет сформировать зеленую инфраструктуру города, к примеру, на основе информации, полученной с помощью спутников. В Ульяновске же цифровизация в этом направлении отсутствует», — отмечает бывший сотрудник администрации, пожелавший остаться неназванным.

Эксперты отмечают, что нужно менять вектор развития провинциальных городов и систему озеленения, больше привлекая к работам частников. Ульяновск же до сих пор живет по советской школе, считает владелица студии ландшафтного дизайна, бывшая сотрудница МБУ «Горзеленхоз» Лилия Безпальчук. «На набережной озера Кабан в Казани есть превосходный пример — озеленители требовали не допускать муниципальные власти к благоустройству, чтобы не угробили его. С моей точки зрения, нужно больше контрактов отдавать в руки частников с незамыленным взглядом. Кроме того, у «Горзеленхоза» не хватает денег, кадров и ресурсов. На «порубочные билеты» существует огромная очередь на два года вперед, есть и неофициальный прайс на ликвидацию дерева — порядка 30 тысяч рублей. Систему нужно менять», — говорит Безпальчук.

В администрации Ульяновска называют другую стоимость на снос одного аварийного дерева — от 8 до 20 тысяч рублей в зависимости от сложности работ и используемой техники. Ежегодно муниципальные власти сносят 2 тысячи деревьев. Графика обследования не существует, по словам сотрудников горадминистрации, «действуют интуитивно». При этом, во дворах многоквартирных дворов снос деревьев — обязанность управляющих компаний по заявкам граждан.

Бывший глава Ульяновска, председатель областной ветеранской организации Сергей Ермаков рассказал 73online.ru, что в советское время была практика ставить каждое дерево на учет, а в 2009 году Сергей Морозов даже предложил ввести официальную должность главного садовника, но как-то не срослось. Сегодня, на взгляд Ермакова, эта работа ведется слабо. По словам бывшего мэра, обследование деревьев должно проводиться два раза в год, а график сноса определяться с учетом добавления новой растительности. «Да, много деревьев не поставлены на учет, но такую команду должен давать лично глава города, а "Горзеленхоз" обязан за этим следить», — говорит Ермаков.

Эколог, экс-глава Росприроднадзора Александр Каплин считает, что должен быть регулярный обход, а учет и уход, особенно за крупномерными деревьями, должны проводиться на регулярной основе. Выявление больных или сухих деревьев — это не только здоровье городских «легких», но еще и физическая безопасность людей.

— Первое, что должно присутствовать благоустройстве – это системность, долгосрочность и предсказуемость. У нас же Генеральный план города постоянно перекраивают, — говорит Каплин. — Все, что связано с городской экологией, финансируется по остаточному принципу. Нет финансирования, нет специалистов, нет запроса на качественное благоустройство.

Александр Каплин предлагает возродить идею с назначением на должность главного садовника с координирующими полномочиями по озеленению города. «Человек будет политически нагружен требованиями сторон, прямо противоположных по решаемым задачам. Именно поэтому должность должна иметь высокий статус с подчинением первому лицу. Кроме чисто профессионального подхода, необходимо будет находить баланс интересов разных групп, но при этом в приоритете должно быть создание благоприятной среды обитания», — считает Каплин.

В некоторых городах такой подход реализуется. Например, в Архангельске главный садовник и начальник Управления по благоустройству – это разные должности и люди. При этом садовник назначается через выборы.

Дарья Косаринова