Вчерашняя авиакатастрофа в московском аэропорту Шереметьево, унесшая жизни 41 человека, снова обострила вопрос о возможном запрете полетов пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100. От эксплуатации суперджетов уже отказались в Европе, в сети потребовали приостановить полеты SSJ 100 из-за слишком большого числа поломок и происшествий, а эксперты называют судно "концептуальной ошибкой". Из Ульяновска в Москву на SSJ 100 ежедневно летают пассажиры "Аэрофлота" - крупнейшего покупателя этих самолетов. Именно его лайнер совершил вчера аварийную посадку в Шереметьево и загорелся. 73online.ru поговорил с экспертами в сфере авиации о том, насколько вероятно, что полеты Sukhoi Superjet 100 запретят, и что на самом деле могло послужить причиной трагедии.
Пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот" в воскресенье вечером совершил аварийную посадку в столичном аэропорту Шереметьево. Самолет направлялся из Москвы в Мурманск, но сразу после вылета экипаж запросил посадку, доложив о технических неполадках. Однако приземлиться ему удалось лишь со второй попытки. При посадке у самолета подломились стойки шасси и загорелись двигатели. На борту лайнера находилось 73 пассажира и 5 членов экипажа. Трагедия унесла жизни 41 человека, в том числе двоих детей, гражданина США и бортпроводника Максима Моисеева, который до последнего помогал пассажирам спастись из охваченного огнём салона.
По данным федеральных СМИ, основная версия ЧП, которая сейчас отрабатывается правоохранительными органами, - удар молнии в самолет, после чего у SSJ 100 отказала автоматика. "При посадке, по предварительным данным, самолет дважды ударился о взлетную полосу и загорелся", - приводит слова собственного источника ТАСС. К тому же, аналогичную версию выдвинул и один из пассажиров лайнера. Среди других версий - недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, а также техническая неисправность.
В момент катастрофы в Шереметьево находился наш земляк Андрей Сверчков, который направлялся на посадку на другой самолет. Увидев дым, он чуть не опоздал на свой рейс, а больше всего его удивило то, что самолет очень долго горел, но его не тушили, а рядом не было ни "скорой помощи", ни даже пожарных машин.
Фото очевидцев
Известно, что сгоревший самолет был произведен в августе 2017 года, а плановое техническое обслуживание прошел в начале апреля 2019-го. Ранее в СМИ неоднократно упоминалось о различных инцидентах с лайнерами этого типа из-за неполадок различных систем или ложного срабатывания сигнализации о неисправностях разного рода. Тем не менее за все время своей эксплуатации только одно происшествие с Superjet привело к человеческим жертвам - 9 мая 2012 года в ходе демонстрационного полета разбился предсерийный экземпляр лайнера. Катастрофа унесла жизни 45 человек, ее причиной стала ошибка пилотирования.
Россияне уже создали петицию с требованием "запретить, как минимум, на время эксплуатацию SSJ 100", поскольку "слишком много поломок и происшествий". Однако министр транспорта России Евгений Дитрих заявил в понедельник, что оснований для приостановки полетов Sukhoi Superjet 100 после катастрофы в аэропорту Шереметьево нет. Той же позиции придерживаются и в Росавиации, где накануне сказали, что любые выводы о целесообразности введения запрета на полеты SSJ преждевременны. Тем не менее ирландская авиакомпания CityJet еще в феврале этого года отказалась от эксплуатации Sukhoi Superjet 100. Претензии также высказывали бельгийская Brussels Airlines и мексиканская Interjet. Последняя купила 22 самолета и 4 из них использовала как источник запчастей. Всего в 2011-2017 годах было выпущено 156 самолетов Sukhoi Superjet. Крупнейшим покупателем является "Аэрофлот" (35 самолетов). В частности, на них авиакомпания отправляет своих пассажиров из Ульяновска в Москву - по три рейса в сутки.
В понедельник губернатор Ульяновской области Сергей Морозов выразил свои соболезнования родным и близким погибших, а также поручил провести дополнительную проверку безопасности самолётов и техники в ульяновских аэропортах. Напомним, что качество дорожного полотна в Баратаевском аэропорту уже вызывало нарекания. Транспортная прокуратура во время проверки Ульяновского института гражданской авиации, который является балансодержателем инфраструктуры аэродрома в Баратаевке, выявила нарушения в части ненадлежащего содержания покрытия взлетно-посадочной полосы.
Опрошенные 73online.ru эксперты по вопросам гражданской авиации подтверждают, что вероятность попадания молнии в самолет действительно есть, но этот фактор нельзя считать основной причиной падения воздушного судна. При этом специалисты согласны с тем, что говорить о возможном прекращении работы с самолетами этого типа преждевременно.
- Нужно ждать результатов расследования. Что было первым - это отказ радиосвязи. Это не могло привести к катастрофическим последствиям. В любом случае, здесь не надо торопиться с выводами. Сейчас это гадание на кофейной гуще и этим самым можно задеть и производителей самолета, и летчиков. Не надо торопиться, надо ждать материалов. Очень мало данных. При разряде молнии какие-то элементы техники могут выйти из строя. Вот, например, радиосвязь вышла из строя. Наверное, так и случилось. Так как это компьютерный самолет - это могло произойти, - рассуждает вице-президент Ассоциации учебно-тренировочных центров гражданской авиации Юрий Полепишин.
- Самолет новый - вся новая техника вводится в эксплуатацию много лет, совершенствуется. С момента, как он в первый раз поднялся в воздух и спустя несколько серий, проводятся исследования. Это замечательный самолет. Есть, конечно, некоторые моменты. Например, очень много составляющих компонентов и оборудование не нашего, а зарубежного производства, но тем не менее самолет очень хороший и перспективный. В авиации, к сожалению, происходят такие вещи, но бросать сейчас все и покупать "Боинги" - это глупо. Нужно разобраться, в чем причина и устранить ее. Возможно, это техническая неисправность, но я не исключаю и теракт. Возможно, сыграл человеческий фактор. Это техника - она может подвести, но и люди могут подвести. Я скажу вам как летчик-конструктор: не бывает такого, что вот сделали самолет, и все идеально. Никакой паники! - призывает начальник аэроклуба самарского отделения ДОСААФ Геннадий Черковский.
По его словам, пассажирские самолеты защищены от молний:
- На всех самолетах есть специальные приспособления - разрядниками. Молния может вывести из строя электронное оборудование, а сейчас все управляется автоматикой, что не связано с усилиями летчика. При определенном выводе из строя этих вещей могло произойти и возгорание, но опять же это версии, которых может быть десятки. Судя по видео, которые я видел, посадка была тяжелая. Возможно, летчикам уже не хватило сил приземлить самолет по-нормальному или они уже не видели ничего, связи не было. Такое случается - это наша жизнь в авиации.
Справка 73online.ru:
Superjet - первый гражданский серийный самолет, созданный в России после распада СССР, и первый отечественный лайнер, разработанный с использованием цифровых технологий. Он совершил первый полет 19 мая 2008 года, а 3 февраля 2011 года авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета выдал сертификат типа на Superjet 100.
Елена Скворцова
Фото: социальные сети, 73online.ru