Среди ульяновских подростков стало модно находить у себя психиатрические заболевания. Аббревиатуру СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности, который мешает человеку сосредоточиться, сконцентрироваться на чем-то одном) знают даже 12-13-летние дети. В соцсетях популярны видео, где блогеры «с СДВГ» рассказывают в шутливой форме о своем дне. А еще от школьников и студентов можно зачастую услышать, что они «живут с биполяркой», хотя, возможно, далеко не все знают, что это такое.

О том, откуда взялась эта странная мода, на форуме «В фокусе — здоровье», организованном фармацевтической компанией «Гедеон Рихтер», который прошел в Москве 21-22 августа, рассказал врач-психиатр, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФНМО Медицинского института РУДН Юрий Сиволап.

Ульяновские медики уже отмечали рост количества людей, у которых впервые было выявлено психическое расстройство. Сейчас такая статистика недоступна, но по данным за 2023 год, их было 172,3 человека на 100 тысяч населения, а в 2022-ом – 120,7 человека. Разница значительная. В их числе были и представители поколения Z (рожденные с 1995 по 2000 годы) – первого, которое выросло на гаджетах и ощутили на себе революционную информатизацию.

Сегодня среди подростков считается, что если у тебя нет СДВГ, депрессии, биполярки, то ты какой-то «скучный». Дети просят родителей отвести их к психиатру, чтобы тот назначил лечение. Возникает парадокс: сегодня ненормально, если ты – нормальный.

– Подросткам всегда надо объяснять, что это, возможно, и престижно – страдать каким-либо расстройством, но ничего хорошего в этом нет. К сожалению, потому что любое психическое заболевание, как и болезни внутренних органов, снижают качество, причиняют страдания, мешает полноценно жить. Не нужно искать их у себя. Лучше радоваться, что их нет, – пояснил эксперт.

Но, в то же время, стоит помнить и о триггерах психиатрических заболеваний. Для подростков, помимо генетики, это, в первую очередь, буллинг. Скулшутеры, которые расстреливали своих одноклассников, как правило, делали это не потому что у них была «способность к убийству», из-за психологической травмы.

– Также любое психоактивное вещество очень плохо влияет на созревающий мозг. Поэтому до 25 лет наркотики и алкоголь гораздо опаснее для организма, чем для людей более старшего возраста (в частности, после 40 лет). Чем раньше человек начинает их принимать, тем больше вреда. Если ребенок в раннем возрасте начал что-то употреблять, это отражает его неблагополучие, у него что-то на душе. Также до 25 лет мозг очень уязвим по отношению к побочным эффектам психотропных лекарственных средств, старым трициклическим антидепрессантам, антипсихотикам, нейролептикам – препаратам, которые разработаны для лечения шизофрении, но их в последние годы очень широко используют в детской и взрослой психотерапии, – отметил Юрий Сиволап.

Андрей Арсентьев

Фото: Артём Ганжа