Сегодня исполняется 75 лет работнику высшей школы России в области науки и техники, лауреату премии правительства РФ, почетному работнику высшего профессионального образования, экс-ректору УлГТУ Александру Горбоконенко. Накануне юбилея мы поговорили о планке высшей школы, критериях образования и о том, почему все ульяновские банкиры вышли из УлГТУ.

— Много лет вы руководили УлГТУ, и в ваше время он по праву считался лучшим вузом города. По вашему мнению, сейчас планка упала?

— К сожалению, упала. Потому что внимание в настоящее время уделяется больше зарабатыванию денег, а не учебному процессу. Это сказывается на уровне подготовки выпускников. И мне горько на это смотреть.

— Когда-то вы спасли УлГТУ, выступив резко против объединения вузов региона. Хотя общественное мнение тогда было не на вашей стороне.

— Тогда пришлось воевать. Но я и сейчас стою на тех же позициях, что объединение пагубно повлияло бы на уровень образования в области. Для хорошего уровня подготовки специалистов необходим баланс: технический университет готовит специалистов для промышленности, педагогический — для образования, сельскохозяйственный — для агропромышленного комплекса. У каждого свои наработки, своя школа, свои показатели. Я рад, что тогда удалось отстоять автономность вузов.

— Тем не менее при вас в вузе появились гуманитарные факультеты.

— Это скорее была вынужденная мера. Дело в том, что каждый институт, хотел получить статус университета, а для этого необходимо было семь направлений учебной деятельности. Поэтому мы вынуждены были ввести гуманитарные направления. Но на мой взгляд, гуманитарии хорошо у нас адаптировались.

— Результаты образования имеют отложенный эффект, нельзя пытаться сразу найти показатели результативности, но что тогда является показателем качественного обучения и преподавания?

— Всего два фактора: уровень успешности выпускников и сколько они зарабатывают.

— Уровень успешности ваших выпускников очень высок. Среди них много руководителей крупных компаний, айтишников.

— Несколько лет назад, среди ульяновских банкиров была небольшая заварушка, и я принимал в ней участие. И был немного удивлен, что практически все, кто начинал банковское дело в Ульяновске, — наши выпускники. Видимо, аналитический склад ума, умение планировать и хорошо считать помогли им стать успешными людьми. И меня тогда это очень порадовало.

— Вы выбрали своей профессией науку, преподавательскую деятельность. Почему?

— У меня не было другого выхода. Я очень хорошо учился в школе, отлично окончил институт, много читал. Путь был только один — стать преподавателем. Я прошел все ступеньки, прежде чем стать ректором. Никогда об этом не жалел. И если бы начинать жизнь сначала, то прожил ее так же.

— Сейчас скучаете по работе в университете?

— Это провокационный вопрос. Конечно, скучаю, я университету отдал всю жизнь.

— Вы были удивлены арестом ректора Ярушкиной?

— Для меня это был удар. Я помню Надю совсем девочкой… Помню, пришла ко мне по какому-то вопросу. Маленькая, в нелепых синих чулках. Почему-то очень хорошо это запомнил. Надеюсь, что правоохранительные органы во всем объективно разберутся, не хотелось бы верить, что она совершила то, в чем ее обвиняют. Но по имиджу университета это ударило больно.

— Как правило, математический склад ума передается по наследству. Ваши дети не исключение?

— Мой сын Евгений окончил наш университет с красным дипломом. Он блестящий программист, живет в Москве. Внук Олег — студент Московского политехнического университета. Внучки Люба и Олеся — больше гуманитарии, не к чему забивать девочкам голову сопроматом.

— Как будете отмечать юбилей?

— Пока я работал, меня очень тяготили мои дни рождения, приходилось устраивать фуршеты, накрывать столы. Сейчас, к счастью, у меня нет никаких обязательств, думаю, что, скорее всего, вечером с женой Верой пойдем в ресторан или посидим тихо дома.

— Чем вы сейчас, когда появилось много свободного времени, любите заниматься?

— Много читаю. Особенно нравится читать книги об истории Второй мировой войны, перечитал воспоминания всех маршалов. Смотрю видео сражений тех лет, которое снимали военные корреспонденты. Очень интересно сопоставлять разные точки зрения о войне, пытаясь понять правду. Всю жизнь очень люблю читать и сейчас за это расплачиваюсь своим плохим зрением.

— Я, конечно, готовилась к нашему интервью, поэтому точно знаю, что у вас прекрасное чувство юмора. Есть любимый анекдот?

— Я люблю юмор. Но, как правило, мой юмор — реакция на каких-то людей или событие. С ходу не могу рассказать любимый анекдот, они ко мне на ум быстро приходят и также быстро уходят.

Ирина Ермолаева

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online