8 июня в центре Москвы произошло страшное ДТП с участием Заслуженного артиста России Михаила Ефремова. Будучи пьяным, он на автомобиле Jeep Grand Cherokee вылетел на встречную полосу и врезался в фургон, водитель которого позже погиб в больнице. Мы решили поговорить с Сергеем Моргачевым, который в 2010-2013 годах возглавлял УГИБДД по Ульяновской области и, по мнению многих, изменил отношение водителей к дисциплине на дороге, обновил систему организации дорожного движения.

– Как вы отреагировали на произошедшее в Москве ДТП с участием залуженного артиста Михаила Ефремова?

– Отношение, конечно, негативное. Ефремов, безусловно, достоин звания заслуженного артиста, но он должен и показывать пример людям. Как и полицейский, сотрудник Госавтоинспекции. Когда я пришел в Ульяновскую область, моим первым требованием было служить примером для водителей. Нет никакого оправдания тому, что Ефремов пьяным сел за руль. Тут несколько факторов. Первый: он ведь давно выпивает – стоит ли он на наркологическом учете? Как получил медицинскую справку? Второй: он был уверен, что, если его остановят сотрудники Госавтоинспекции, он сможет уехать безнаказанным. Ни для кого не секрет, что у нас существует фактор телефонного звонка. Пока он есть, такие беды продолжат случаться. И третий: Ефремов же не один выпивал. На тех людей, что были с ним и разрешили ему сесть за руль, тоже ложится вина. У нас есть понятие "стукачок", а я считаю, что человек, не сообщивший или не остановивший водителя в состоянии опьянения, такой же виновник, как и тот, кто совершил убийство на дороге. Это не стукачество, а гражданская сознательность. В мою бытность ни один сотрудник органов не управлял автомобилем пьяным и не нарушал правила дорожного движения.

– Но все-таки Ефремов - не сотрудник ГИБДД…

– Он - заслуженный артист, его знает вся страна, и он тоже должен показывать пример: не нарушать правила, не садиться пьяным за руль. Это преступник на дороге. Если он себя убьет – он сам себе избрал судьбу, но он же тянет за собой людей. Сейчас ехал один человек – а если бы семья? Если бы автобус детский был? Он же на такой скорости мог перевернуть автобус, и жертв было бы еще больше.

– А вы смотрели видео с моментом аварии?

– Я видел только разбитый джип, запись посмотреть не успел. Но судя по состоянию машины, там было значительное превышение скорости, экспертиза, думаю, выяснит, что скорость была больше 100 км/ч. Есть же поговорка про пьяных: море по колено.

– Многие люди, однако, сочувствуют Ефремову. Как думаете, это трагедия Ефремова или трагедия погибшего мужчины?

– Это трагедия простого гражданина, который ехал по своим делам, его ждала дома супруга, дети, внуки. Правила дорожного движения вообще сделаны на крови. Сочувствовать Ефремову? Да, алкоголизм - это болезнь, но нет никакого сочувствия тому, кто убивает людей, будь он хоть трижды заслуженным артистом. Он совершил преступление. Понимаю, если бы он был трезвым, не нарушал правила, и это было бы трагической случайностью, но он ведь ехал в состоянии алкогольного опьянения. Если он позволил себе сесть пьяным за руль сейчас, то, наверное, это было не в первый раз, и он был уверен, что его отпустят. Можно проверить маршрут его движения, посмотреть, как работала на этом участке Госавтоинспекция, проверить регистратор – если его раньше останавливали инспекторы, то спрос с них будет жестче. Но не думаю, что здесь вина инспекторов: они не могут уследить за всеми, поток автомобилей в Москве огромный. Здесь должно быть общегражданское отношение. Знаете, как в Финляндии говорят: "Даже пенек стучит". Научить соблюдать ПДД можно, когда все будут знать, что с Госавтоинспекцией невозможно договориться.

– "Единая Россия" выступила с предложением ужесточить наказание за пьяное вождение. Ужесточение законов приводит к искоренению преступности?

– Ужесточать уже некуда. Главное, чтобы закон работал. Как бывает: сотрудник ГАИ остановил, выявил состояние опьянения, но решение о лишении прав принимает суд, и до этого момента может пройти полгода. В Ульяновске был случай, когда водителя оформили за ДТП, но пока суд не лишил его прав, он устроил еще одну аварию на автобусе. Поэтому должна работать вся система: автоинспекторы, судьи, приставы. Можно устанавливать видеофиксацию на машины тех, кого лишили прав. Может, это кощунство, но надо возить их на места ДТП, в морги и показывать, что может произойти. Ужесточение не даст плюсов, нужна профилактика. Сейчас у нас снижение смертности, но было и такое, что на дорогах погибали до 35 тысяч человек в год.

– Как вели себя власть имущие в период вашего руководства ГИБДД? Было ли у кого-то ощущение вседозволенности за рулем, пытались ли с вами когда-нибудь "решить" вопрос?

– Были попытки определенных руководителей, но они поняли, что этого не будет. Когда я был инспектором, в год выявлял 300 пьяных. Когда пришел в Ульяновскую область, проверил статистику: сотрудник за год ни одного пьяного не поймал. Вывод такой: либо он не на работе, либо он ее "продал". Все знали о том, что договориться со мной невозможно. У меня было понятие: все перед законом равны, я должен подавать пример. Значит, нет ни олигархов, никого, водитель джипа должен так же соблюдать ПДД, как и водитель "копейки". По Конституции перед законом у нас все равны, без этого правовое государство не построишь.

– А что с "золотой" молодежью, агрессивным вождением? При вас ситуация в Ульяновской области как обстояла?

– Я устраивал рейды, проводил профилактику. Представители "золотой" молодежи понимали, что их попытки нарушить правила не пройдут. Мы работали кнутом и пряником, так сказать. Были порядок и дисциплина. Например, в соседних регионах все знали, что в Ульяновскую область себе дороже приезжать на тонированных машинах. Мы показали, что можно навести порядок - было бы желание. У нас ни одна структура, ни силовая, ни администрация, не ездила тонированной.

– До вашего прихода были часты трагедии с участием пешеходов, была недостаточно развита организация пешеходных переходов. Как удалось изменить ситуацию?

– Когда я приходил в Ульяновскую область, не секрет, что с дорожной разметкой было плохо. Если в год на 10 тысяч ДТП составляли 10 материалов по НДУ (несоответствие дорожных условий), то при мне меньше 500 таких материалов не составлялось. Потому что дороги не соответствовали норме, в том числе разметка. Мы выдавали предписания, составляли административные материалы на владельцев дорог. Я был на стороне водителей и пешеходов. Мы выставляли у "зебр" автоинспекторов, но у меня было требование не штрафовать водителя, а поднять жезл, чтобы он остановился и пропустил пешеходов. Постепенно приучили. Штрафы ведь не всегда эффективны.

– Вы качественно поменяли дорожные знаки, поставили светоотражающие, появились современные светофоры, индикация...

– Была такая проблема в Ульяновской области, когда я пришел, что дорожные знаки были выполнены не по ГОСТу. Проводили проверки, большое количество знаков администрация поменяла, потому что ночью они должны светиться. Мы ведь требуем соблюдения правил, а значит, должны создать для этого условия. Сейчас, конечно, легче, потому что деньги от нарушений ПДД идут в бюджет и потом распределяются на безопасность дорожного движения. В мое время такого не было. Но был инструмент – предписания. Мы же контролирующий орган - с нас и спрос. А у меня, в свою очередь, был такой спрос с инспекторов: главное, чтобы не было ДТП и соблюдались правила, а составление административных материалов, "палочная система" мне не нужны.

– Можете припомнить цифры, насколько сократилась тогда смертность на дорогах?

– Где-то на 12-15%. Выявляемость пьяных увеличилась, потом она пошла на снижение, потому что все поняли, что будут наказаны. Мы ведь устраивали рейды даже в тех населенных пунктах, где всего три дома. Никто не мог быть уверенным, что он пьяным без последствий куда-то доедет.

– Как при вас менялась ситуация со взятками: и попыткой, и когда сотрудники сами предлагали человеку решить вопрос на месте. Как боролись с этим?

– Жестко. Если такое случалось – увольнял. Говорят, что рыба гниет с головы, поэтому я всегда подавал пример подчиненным. Мы регулярно работали по антикоррупционному направлению, ежедневно я лично просматривал записи видеорегистраторов на машинах постов ГИБДД. Если они не работали или были провалы в записи, это наводило на определенные мысли. Позже был проведен соцопрос, в котором у водителей спрашивали, где самые коррумпированные автоинспекторы. Мы были в пятерке самых благополучных в этом смысле регионов.

Справка 73online.ru:

Сергей Моргачев родился 2 апреля 1973 года в Кинель-Черкасском районе Самарской области. Образование высшее. В 2001 году окончил Ставропольскую государственную сельскохозяйственную академию, в 2005-м - Северо-Кавказскую академию государственной службы. В органах внутренних дел с 1993 года, в Госавтоинспекции - с 1996-го. Профессиональный путь начал с должности милиционера отряда особого назначения при УВД Ставропольского края. Сергей Моргачев возглавлял УГИБДД УМВД России по Ульяновской области с февраля 2010-го по ноябрь 2013 года. Затем был переведен на аналогичную должность в Ростовскую область.

Дарья Косаринова, Николай Андреев