Конец года – традиционное время подводить итоги по наиболее значимым направлениям. Ульяновскому предпринимательскому сообществу в 2023 пришлось нелегко: помимо общей нестабильности, скачков курса доллара и изменчивой монетарной политики, на них обрушилось резкое повышение налога на имущество, связанное с увеличением кадастровой стоимости объектов недвижимости. Серьезную роль в отстаивании интересов регионального бизнеса сыграла Екатерина Толчина, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области. Побеседовали с ней о рабочем и личном.

– Екатерина, как прошел ваш год?

– Наверное, как и у большинства россиян – бурно, сложно, тревожно, интенсивно, иногда даже остросюжетно. При этом очень интересно и, пожалуй, результативно. Обычно новогодние праздники ассоциируются с ожиданием перемен, но последние годы были такими, что хочется сказать: «А можно поменьше перемен и побольше стабильности?». То самое чувство, когда отсутствие перемен – это самая большая перемена. Наверное, не одна так думаю.

– Как спасаетесь от стресса?

– Очень выручают занятия конной ездой на ипподроме. Контакт с лошадьми моментально переключает, невозможно думать ни о чем другом. А еще недавно начала брать уроки вокала – очень нравится. Вместе с педагогом учу самые разные композиции – от Уитни Хьюстон до народных.

– Когда концерт?

– Рано еще об этом говорить, но обязательно вас приглашу. Если решу, что достигла приемлемого уровня.

Заслуженный юрист Ульяновской области. В адвокатуре с 2001 года. В разные годы: управляющий партнер адвокатского бюро «Бизнес-Право»; преподаватель Ульяновского Государственного Университета на кафедре уголовного процесса и криминалистики – спецкурс «Адвокатура»; директор Института повышения квалификации адвокатов Ульяновской области; член Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Ульяновской области; тренер по практическим навыкам юристов и адвокатов в системе повышения квалификации в сфере международного права. С 2005 года действующий член комиссии посредников-медиаторов при Торгово – Промышленной палате РФ.

Автор более 20 научных статей и работ по проблемам адвокатуры, программ дополнительного профессионального образования повышения квалификации адвокатов и юристов, тренинга для адвокатов «Следственные ошибки».

С 2013 года – руководитель Общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ в Ульяновской области. С 2016 года – Уполномоченный по защите прав предпринимателей Ульяновской области.

Согласно рейтингу аппарата бизнес-омбудсмена при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в течение трех последних лет Ульяновская область занимает лидирующую позицию по снижению административной нагрузки на бизнес по стране.

Награды:

  • благодарность Президента РФ за активную работу по обеспечению защиты прав и законных интересов предпринимателей;
  • медаль Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации «За заслуги в защите прав и свобод граждан» II–й степени;
  • почётная грамота Губернатора Ульяновской области

Победитель номинации «Юрист года» РО Ассоциации юристов России (2018 год). В 2021 году получила Наградную стелу от федерального бизнес-омбудсмена за активное и успешное участие в судебных процессах.

Биография Екатерины Толчиной

На карантине

– Какое главное событие для вас в уходящем году?

– Смотря с какой стороны посмотреть. Ярких было достаточно. В номинации «Событие, которое не произошло» – встреча с президентом Владимиром Путиным. Она должна была состояться в марте, я вошла в группу руководителей региональных отделений «Деловой России», которые были приглашены в Кремль для общения с главой государства, но в последний момент его планы изменились.

– Волновались? На карантине сидели?

– Конечно, волновалась, ведь это огромная честь. Очень благодарна председателю «Деловой России» Алексею Репику за предоставленную возможность. И да, был недельный карантин. Тоже интересный опыт.

В масштабах страны

– А из того, что состоялось? Например, в профессиональной сфере…

– Пожалуй, это участие в секции по налоговому администрированию вместе с Борисом Титовым (федеральный бизнес-омбудсмен – прим. авт.) и руководителем ФНС России Даниилом Егоровым. Вместе с коллегами из Свердловской и Волгоградской областей представили предложения рабочей группы по изменениям в законодательство для совершенствования взаимодействия бизнеса с налоговыми органами. Обсудили самые злободневные вопросы. По многим нашли взаимопонимание. Это очень важно, ведь проблемы, решения которых мы добиваемся, касаются предпринимателей всей страны.

– О чем речь?

– Прежде всего – избыточное администрирование и недостаточная деятельность по предупреждению нарушений. Это принципиальный момент, определяющий отношения налоговых органов к предпринимателям. Очень хочу, чтобы у нас было как в Китае, где эффективность работы налогового инспектора заключается не в том, сколько он выявил нарушений, а в росте экономических показателей бизнесов под его присмотром. Бизнес растет, и без нарушений? Агент хорошо делает свою работу. Нарушений много, роста не достаточно – плохо. Подобный подход превращает фискала из «надзирателя» в помощника.

– В России подобное возможно?

– Уверена, да. Но нужно очень постараться всем – властям, бизнесу, уполномоченным. Мы подняли вопросы о некоторых позициях ФНС, которые противоречат законодательству или не четко закреплены в нем, и много других: о затягивании проверок, о жесткости обеспечительных мер, в результате которых бизнес-деятельность парализуется, о сокращении объема проверяемых документов. По последним двум пунктам уже есть подвижки. На базе двух межрегиональных инспекций по работе с крупнейшими налогоплательщиками проведен эксперимент, в результате которого удалось сократить объем истребованных документов на 80%. В этом году начался перевод на новую систему всех межрегиональных инспекций, после чего ее будут постепенно внедрять по всей стране. Про блокировку счетов – глава ФНС пообещал, что будут разработаны внутренние критерии ведомства, которые будут учитывать стаж работы предприятия и результаты предыдущих проверок.

Кадастровая оценка и налоги - что дальше?

– Сколько обращений в аппарат Уполномоченного зарегистрировано в этом году? Больше или меньше уровня прошлого года? Какова динамика по сравнению с пандемийным 2020-м?

– Только по количественным показателям сравнивать один год с другим не совсем корректно. Естественно, когда происходят события, подобные пандемии или началу СВО, все общественно-политические структуры буквально накрывает шквал обращений от граждан. Возникают проблемы, с которыми общество никогда до этого не сталкивалось, поэтому люди ищут поддержку буквально везде, где она может быть оказана. 2022 год был сверхнагруженным по понятным причинам. В 2023 мы, можно сказать, приблизились к норме – провели более 100 личных приемов предпринимателей, консультативная юридическая помощь оказана двум тысячам субъектам предпринимательской деятельности. Но все же думаю, что оценивать ситуацию необходимо прежде всего качественно, в контексте проявившихся трендов, исходя из масштаба затрагиваемых проблем и системности их проработки.

– Наверное, самая масштабная проблема ульяновского бизнеса – кадастровая переоценка. Что можно сказать, когда страсти уже улеглись?

– Во-первых, удалось главное – избежать шокового эффекта. Интересы ульяновского бизнеса в этот сложный момент учтены по максимуму, и здесь нужно отдать должное губернатору Алексею Русских, который принял соответствующие решения. Но важно понимать (а многие до сих пор не понимают), что переоценка кадастровой стоимости УЖЕ произошла. Это не чья-то прихоть, а исполнение федерального закона. Так или иначе, ситуация с кадастровой оценкой недвижимости и связанных с ней отчислениях будет приводиться к общероссийскому уровню. Вопрос в том, как это делать. Наскоком – не просто несправедливо, но и губительно для множества бизнесов, негативно для региональной экономики. Очевидно, что нужно идти постепенно. Причем принцип постепенности должен быть четко зафиксирован в налоговом кодексе – это моя принципиальная позиция. Неоднократно озвучивала свое предложение: рост суммы налога не должен превышать 10% в сравнении с предыдущим налоговым периодом. Уже сейчас так – в отношении физических лиц. Есть и другие моменты, имеющие ключевое значение: планы по изменению кадастровой оценки недвижимости, особенно если они приводят к резкому повышению платежей, необходимо доводить до налогоплательщиков заранее, как минимум за год. Еще нужно исключить из процесса субъективный фактор, когда оценщики свободно толкуют рекомендации Росреестра – критерии должны быть приведены к правовой определенности.

Отдать чтобы получить

– Вы с 2016 года Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области. По адвокатуре не скучаете?

– Скучаю, конечно, ведь с ней связана огромная часть моей жизни. Это моя стихия, моя среда, в ней я как рыба в воде. Но не жалею о том, что сменила сферу деятельности. В принципе, для меня это оказалось очень органичным переходом на новый уровень. Что может адвокат? Чаще всего – защитить права отдельного человека. А уполномоченные работают на большие и значимые части общества. Масштаб другой – это и привлекло. Но про адвокатуру не забываю. Сейчас пишу диссертацию на тему «Уголовно-правовая охрана интересов субъектов предпринимательской деятельности». Обобщаю опыт двух этапов своей работы. И к педагогике вернулась – стала старшим преподавателем кафедры уголовного права юридического факультета УлГУ. Люблю это занятие, всегда нравилось передавать знания. Как раз тот случай, когда чем больше отдаешь, тем больше получаешь.

– Обращает на себя проактивная позиция вашего аппарата касательно защиты прав предпринимателей в суде. То есть, вы не просто консультируете, но и выходите в суд на стороне бизнеса. С чем это связано?

– С тем, что как правильно с моральной точки зрения, так эффективно и с деловой. Назвался груздем – полезай в кузов. Назвался уполномоченным по защите прав предпринимателей – защищай! Всеми доступными способами. Представьте себе ситуацию: суд, с одной стороны – государственный надзорный орган со звучным названием, с другой – ИП Иванов или, например, ООО «Зеленоглазое такси». Просто разные весовые категории. Вторую картину представьте: все тоже самое, только на стороне Иванова выступает региональный аппарат бизнес-омбудсмена, который на постоянной связи с аналогичным федеральным аппаратом. Картина меняется, в том числе – в общественном мнении. Не говоря уже о нашей юридической поддержке предпринимателей – мы помогаем им грамотно составить процессуальные документы, что порой имеет решающее значение.

– Есть выигранные дела?

– Безусловно. Например, спасли бизнес предпринимателя из сферы пассажирских перевозок. Он допустил ряд нарушений, горадминистрация вышла в суд с требованием лишить его права работать. Мы сформулировали свою позицию: нарушения устранимы, маршрут востребован, основные требования предприниматель выполняет, отзыв свидетельства – мера чрезмерная и вредная. Нельзя вместе с грязной водой выплескивать ребенка. Суд с этим согласился, важный для города маршрут сохранен, человек продолжил работу на благо горожан и сохранил возможность заработка. Защитили права фермера Эйваза Гасымова из Старой Майны – это достаточно громкая история, о ней и ваш портал писал. Человек создал одно из самых успешных фермерских хозяйств в регионе, но дело его жизни оказалось под угрозой. Новые собственники земли, которую он арендует, решили в одностороннем порядке расторгнуть договор, пошли даже на предоставление поддельных документов в управление Росреестра. Мы помогли фермеру составить исковое заявление в Арбитражный суд, вышли вместе с ним в процесс и добились возбуждения уголовного дела по факту подлога – оно сейчас расследуется.

Ёлка желаний

– Какие планы на Новый год?

– Главный план – провести вместе с командой «Деловой России» Елку желаний для ульяновских ребят из малообеспеченных семей. Приготовили очень классные подарки – полезные, развивающие, мотивирующие. Будем их вручать 29 января, акция пройдет в гостинице «Рэдиссон». Новогоднюю ночь еще не планировала. В любом случае, это будет семейный праздник.

– Что загадаете?

– У меня как-то не сложилась такая традиция, что загадываю желания не под дату, а по внутренней готовности, когда приходит понимание: «Я этого хочу». Тогда просто перевожу его в разряд целей, намечаю план действий и начинаю действовать. Но в общем, конечно, поменьше потрясений, радикальных перемен, экстренных происшествий и стрессов. Адресую эти слова и вашим читателям: пусть хорошее в жизни добавляется, а плохое уходит. С наступающим Новым годом!

Андрей Арсентьев

При участии Дарьи Косариновой