Добрый, отзывчивый, справедливый — именно так отзываются о Владиславе Луконине все, кто его знал. 7 марта он погиб на Украине. 24 марта 25-летнего гвардии старшего лейтенанта ВДВ похоронили на родине — в Ульяновске. 15 апреля будет 40 дней, как его нет.
Владислав — сын известного ульяновца Александра Луконина, который был председателем регионального отделения «Российского союза молодёжи» и возглавлял управление международных связей, социальной работы и молодежной политики УлГУ. В память о герое ульяновский тележурналист Владимир Коршунов снял трогательный фильм, в котором собрал воспоминания тех, кто знал Влада.
В КВН — после драки
Стать десантником не было детской мечтой Влада. Он учился в школе №24, гулял во дворе с друзьями, периодически, как и все ребята его возраста, хулиганил. В 12 лет его жизнь резко изменилась благодаря одному происшествию.
— Я вернулся с работы, жена мне говорит: вызывают в школу, Влад подрался. Я приехал: сидят мамы, представитель инспекции по делам несовершеннолетних, завуч, директор. Нам заявили: понимаете, у вас вырастут неблагополучные дети! И тогда я предложил отправить всех участников конфликта в лагерь, в КВНовскую смену, чтобы они прочувствовали себя в другом мире, с другими идеями и ценностями. Вот так в школе появилась команда КВН «Форсаж», — рассказывает Александр Луконин.
Экс-министр молодёжного развития Ульяновской области Оксана Солнцева, руководившая тогда Открытой городской и школьной лигами КВН, вспоминает: Влад, наверно, не был самым ярким игроком в актерском плане, но считался остовом команды.
— В нем чувствовалась надежность, стержень, который держал творческое сообщество. Команда «Форсаж» была одной из самых юных в лиге, но ребята показали себя очень интересно в разминке, поймали волну и обошли более взрослых квнщиков. И этим сразу же запомнились зрителям, — вспоминает Солнцева.
Позже Влад вошел в состав команды «ВАДЯ», названной по первым буквам имен участников (Владислав, Алексей, Дмитрий, Ян). Один из сокомандников, Ян Мартынов, с теплотой вспоминает о друге:
— Он был очень добрым и невероятно отзывчивым. Не спрашивал, зачем тебе нужна помощь — просто ее оказывал.
Главное в характере Влада — для него важно не слово, а дело. Даже когда он был совсем юным мальчишкой, на него можно было положиться.
— Он хорошо раскрылся как автор, но сам оставался немногословным. Это подкупало: было ощущение, что для него слово очень важно. Говорил мало, но всегда в точку, — рассказывает редактор открытой городской лиги КВН в 2006-2010 годах Антон Титов.
Навыки быстро соображать, оперативно принимать решения, брать на себя ответственность помогли Владу и в дальнейшем, когда он поступал в десантное училище.
От острова до казачества
— Решение пойти в десантники Влад принял в 10 классе, внезапно. Сказал: дядя Олег, я хочу как ты. Я проговорил с ним несколько часов. Скажу честно, отговаривал: все же это нелегкая служба, как морально, так и физически. Гражданским ребятам в армии всегда трудно. Но уговорить не поступать его было невозможно — он принял решение идти этим путем, и добился своего, — рассказывает крестный Влада, наставник, выпускник военно-десантного училища Олег Шкирков.
Первые тренировки Владислава ждали на «Острове отважных» — это спортивно-воспитательный проект для ребят из детдомов и интернатов, автором которого был спортсмен, журналист, старший тренер сборной Ульяновской области по вольной борьбе среди девушек Фарит Минибаев. Детдомовцы жили на острове, тренировались, обеспечивали себя сами. Влад попал в лагерь как оператор — помогал ребятам монтировать видеоролики, которые они снимали. Заодно и проверял себя на прочность.
— Первый год он был шалопай шалопаем, с очень доброй, обезоруживающей улыбкой. Детдомовские ребята и девчата — совершенно другие, сложные. Чтобы вписаться в их компанию, нужно завоевать авторитет, и Влад быстро это сделал благодаря своему остроумию, ответственному отношению к делу, удивительному позитиву, который от него исходил. Неделю они притирались, присматривались, а потом, где бы ни был Влад, вокруг него сразу образовывалась компания ребят, — вспоминает Фарит Минибаев.
На острове Влад пробыл три лета подряд, а потом приезжал уже курсантом военного училища.
Дополнительную закалку парень получил в казачестве: увлекся, принял присягу на Никольской горе в Сурском.
— Он был очень справедливым, не любил, когда кто-то обманывает. Никогда не доказывал ничего кулаками, умел сделать это грамотно, словами. Раскладывал все по полочкам, и даже агрессивный человек успокаивался, — вспоминает старший урядник Симбирского отдельного казачьего округа Светлана Рязанова.
В казачестве Влад тренировался по специальной программе, освоил рукопашный бой. Клинок легко лег ему в руку. Те, кто знал парня, говорят: у него был талант к военной службе. Схватывал быстро, никогда не жаловался — стиснет зубы, но сделает.
Влад так сильно хотел стать военным, что пошел на хитрость. В приписном свидетельстве у него было указано, что он ограниченно годен к военной службе — из-за небольшого сколиоза. Он якобы «потерял» свидетельство, заново прошел медкомиссию. И получил полный допуск.
Сложно говорить «был»
Поступать в военно-десантное училище из Ульяновска поехали четверо ребят. Двое сошли с дистанции сразу же, одного срезали на медкомисии. Влад рассказывал — некоторые абитуриенты писали рапорты об уходе после первой же зарядки. Ему, хорошо подготовленному, было легко, «как в детском лагере».
— Каждый отпуск он приезжал, рассказывал, какие были курьезы, какие сложные моменты, как проходил первые в жизни учения. Очень переживали за его первый пеший переход. Но он все испытания прошел достойно. Мы очень им гордились. Школьный хорошист окончил военное училище с красным дипломом! — говорит Олег Шкирков.
Вскоре после распределения в воинскую часть Влад отправился в первую боевую командировку в Сирию. Чтобы туда попасть, нужно было пройти серьезный отбор: брали военных с высокими моральными качествами и идеальным личным делом. Влад был в резерве, и когда одного из командиров взвода не согласовали, занял его место.
— Он пробыл там три месяца. Особо много не рассказывал, лишь говорил: все нормально. К русским, по его словам, отношение было доброжелательным, местные жители были благодарны, что они помогли им сохранить свою страну, свой дом, — вспоминает Александр Луконин.
После командировки молодой лейтенант получил досрочно свою первую награду, звание старшего лейтенанта и новую должность.
А после случилась еще одна командировка.
— О том, что Влад отправляется на Украину, мы узнали не сразу. Он позвонил маме, сказал, что будет не на связи, чтобы не волновались, — говорит Александр Луконин.
Сообщения о первых погибших приходили родным не сразу. Влад погиб 7 марта. Похоронили его лишь через две недели. Проводить десантника в последний путь пришло огромное количество людей.
«Не верим, что его нет. Душа Влада точно рядом. Сложно говорить о нем «был» — он будет с нами всегда», — говорили, не сдерживая слез, люди.
Владислав Луконин посмертно награжден орденом Мужества. У него осталась жена и трехлетняя дочка.
Виктория Чернышева