1 декабря партия «Единая Россия» отмечает юбилей. Накануне 73online.ru встретился с секретарем реготделения, первым вице-спикером ЗСО и руководителем фракции в облпарламенте Василием Гвоздевым. В эксклюзивном интервью он рассказал, что 20 лет назад стоял во главе оппозиции в Ульяновске, поделился планами по подготовке к выборам в ЗСО, объяснил, чем полезны региону одномандатники Владимир Кононов и Владислав Третьяк и чем может навредить парламенту Виталий Кузин, а также почему экс-губернатору Сергею Морозову нужно перестать конфликтовать с новой властью и «зарыть топор войны».

В рабочем кабинете Василия Гвоздева стоит сувенир от старых друзей — огромный металлический гвоздь, пронзающий портфель. Это напоминает единороссу о выборах в гордуму 2002 года, когда его лозунг звучал так: «Обещаю стать гвоздем в мягких креслах бюрократов!». Гвоздев рассказал 73online.ru об этом подарке на свой день рождения и о том, как принципиальная позиция сегодня влияет на принятие решений в партии большинства.

— Случайных людей в политике быть не должно! Они бросают тень на тех, кто по-честному работает, — считает лидер ЕР. Он поздравляет всех с юбилеем «Единой России» и благодарит коллег по партбилету за совместную работу, взаимодействие.

— Ульяновская Гордума скоро отмечает 25-летие, вы когда-то стали самым молодым депутатом первого созыва, а затем были председателем. Какое самое сложное решение вам приходилось принимать на посту спикера?

— Для меня тогда это назначение было неожиданным, а в дальнейшем полностью изменило мою жизнь, стало судьбоносным. Я перестал заниматься бизнесом в ТД «Фактум», все продал, сжег мосты и стал заниматься только политикой на профессиональной основе. Я работал долго, при трех разных губернаторах — Юрии Горячеве, Владимире Шаманове, Сергее Морозове... Время было разное.

Одним из самых сложных решений было инициировать роспуск думы в 1999 году в знак внутреннего протеста против решения мэра города Виталия Марусина назначить своим первым заместителем Олега Казарова и продавливать его кандидатуру. До этого, в 1997 году, мы внесли в устав пункт, когда все заместители главы администрации проходят обязательное согласование с депутатами, я стал «родителем» этого документа. Это не понравилось Марусину, как не понравилось бы любому всенародно избранному мэру! Это заставляет исполнительную власть делиться полномочиями и договариваться с представительным органом. С моей точки зрения, это на пользу всем. Казаров был отличным экономистом, влиятельным политиком. Но у него был один большой недостаток — конфронтация с губернатором Горячевым, а у меня была принципиальная позиция искать компромиссы без войны. Тогда стало понятно — мира не будет, грядет год войны с областью. В гордуме было 15 депутатов, семеро из нас проголосовали против него и написали заявления о выходе. При этой ситуации парламент не может больше заседать, происходит роспуск. Такие решения показывают, что у нас всегда была позиция, депутаты были сильные, отстаивали интересы населения до конца, сейчас это увидеть можно не всегда.

Еще одним непростым решением для меня было в 2012 году уйти из гордумы на работу в правительство региона по приглашению Сергея Морозова и передать бразды правления Марине Беспаловой (Гвоздев тогда был председателем гордумы — прим.). Это была такая точка невозврата. Я считаю, если бы крепкий хозяйственник Александр Пинков остался тогда главой города и не написал бы заявление по собственному желанию, то Ульяновск развивался бы более динамично и мощно по направлению экономики, инфраструктуры, зарплат. Произошла полная смена команды, поменялся устав города — градоначальник стал избираться из числа депутатов гордумы. В городе было два сильных лидера — Беспалова и я, которые тянули одеяло на себя. Чтобы не было конфликтов, я принял решение уйти.

— В нулевых вы были представителем оппозиционного для региональной власти под руководством Владимира Шаманова движения «Ульяновцы», которое организовал предприниматель Исаак Гринберг... А совсем скоро, в 2003 году, вы вступили в партию «Единая Россия». Почему произошли такие изменения?

— Да, я вступил в ЕР осенью 2003 года, когда партия только набирала обороты. На тот момент я не был в оппозиции, но критически относился к работе Шаманова — не понимаю руководителей, которые ставят конфликт выше интересов населения. Тогда наблюдался очередной раскол между региональной и муниципальной властью, между мэром Павлом Романенко и губернатором Владимиром Шамановым, они дрались как кошка с собакой. Город на федеральном уровне получал одни «двойки» — не было денег, света, горячей воды, заморозили стройку моста через Волгу, страдали люди. В этой ситуации поддерживать главу региона я не мог. Гринберг тоже к этому относился критически, мы совместно с ним и другими коллегами возглавили движение «Ульяновцы» в качестве альтернативы политическим партиям. Мы представляли интересы всех ульяновцев, такова была идея, и даже у нас что-то получалось. Сегодня для меня ЕР — большая часть жизни именно как государственника, это фундамент президента Владимира Путина, на этой основе развивается вся страна. Это мостик между населением и властью, мы очень плотно работаем с людьми.

— Если подводить предварительные итоги работы ЕР в Ульяновской области, какие пять главных достижений вы можете назвать?

— Из депрессивного состояния регион вышел в «середнячки». ЕР шла как ледокол вперед и поддерживала все решения правительства, и сейчас несем за это ответственность. Из достижений выделю развитие инвестиционного климата, создание сильного социального блока законов, революционные изменения по строительству мостов, благоустройству, ремонту дорог и тротуаров, появления общественных пространств, развитие аграрного сектора, работа с населением — это наше конкурентное преимущество, не ослабляем работу по местному самоуправлению. Козырная карта, отличие ЕР от других партий в том, что мы ежедневно работаем с людьми. Недавно был День мамы, я и другие мои однопартийцы поквартирно приходили к мамам Ульяновской области с подарками. То же самое касается и поддержке медиков — доставка лекарств, горячего питания, автоволонтерство. Нас за это ругают, говорят, что это мелко, но я так не считаю! Я это делал и буду делать. Реагирование на любой посыл с округа, помочь конкретному человеку решить проблему — все это дает возможность постоянно подтверждать свою необходимость, люди за нас голосуют.

— Из 20 лет существования «Единой России» 16 связаны в той или иной степени с именем Сергея Морозова, который считался неформальным лидером регионального отделения ЕР, но никогда его не возглавлял. Как вы оцениваете его вклад в развитие партии? Обсуждался ли вопрос о том, что он возглавит партию официально?

— ... (долго думает). Сергей Морозов всегда был лидером в качестве губернатора, но он никогда не был лидером партии, ни-ког-да. Я понимаю, что многие его таковым считают, на это были основания. Но очень осторожно скажу, что он никогда не был таким человеком, в том числе по принятию каких-либо партийных решений. Всегда это делалось совместно с другими коллегами. Наша сила в том, что нам удалось создать команду из руководителей районных администраций, лидеров общественных мнений, простых людей. Их точку зрения мы всегда учитываем. Поэтому вклад Морозова я в первую очередь оцениваю как вклад губернатора. Да и сегодня лидером ЕР Морозов не является. Он член нашей команды, но лишь один из. Есть и другие интересные люди, которые не менее значимы.

Я не знаю ничего о переговорах Сергея Морозова возглавить партию в регионе, ничего не слышал и о его личном желании. Но юридически любой партиец, которого выдвинет конференция, может стать секретарем. Да, у него хватит знаний, работоспособности, желания, а вот насколько политически это целесообразно, принесет ли пользу всему региональному отделению партии и укрепит ли отношения со всеми органами власти, будут решать при голосовании, если это случится.

Секретарь партии должен вести вперед свою команду в современных условиях. У нас многие нынешние руководители способны это сделать. В том числе, думаю, и у Гвоздева опыта достаточно. Но вот совпадает ли это качество со сменой губернатора, команды в целом, изменением настроения среди населения за последние 10 лет, в том числе по отношению к Морозову... Люди взрослеют, ценности другие приходят. Задача — собрать обновленную команду, которая учтет все эти условия и даст новый толчок. Я выступаю против повторения конфликтов власти, как это было с Марусиным и Горячевым, Романенко и Шамановым. Это нас отбрасывает назад. Поэтому нам нужен такой секретарь, чтобы команда продолжила все хорошее, что уже есть, и помогла действующему губернатору, которого назначил президент, развивать Ульяновскую область. Нужно говорить не о политических очках и дивидендах для конкретного политика, а об общей пользе.

— Скоро заканчивается ваш трехлетний срок полномочий на посту секретаря. Вы задумывались о том, чтобы воспитать преемника, или уверены, что политсовет снова поддержит вашу кандидатуру?

— У нас в партии честная практика, что руководители не должны долго засиживаться на своих постах. Дольше, чем Гвоздев, в более спокойные и стабильные времена никто не работал. Но если мои однопартийцы скажут, что есть более энергичный и полезный человек, я подведу итоги и перейду на другую партийную работу, держаться за это место я не буду. Но мне за мою работу не стыдно, потому что мы точно шли не при попутном ветерке и не в штиль. В избирательную кампанию гордумы коммунисты лазили по столбам и выставляли кордоны у обелиска, на выборах депутатов Госдумы «Единая Россия» взяла три мандата. Что касается преемника, у меня есть предпочтения, и если встанет вопрос, я назову имя.

— В последнее время у партии были не только успехи, но и неудачи. Что произошло в Цильнинском районе с главой райадминистрации Геннадием Муляновым? И какова причины скандала вокруг Антона Антипова?

— Мы показали всем, что умеем принимать сильные решения и открыто озвучивать свою позицию. К Антипову я очень хорошо отношусь как к депутату, он отличный одномандатник, и мне лично очень жаль, что он ушел из ЕР. У меня была похожая ситуация, когда поддержали не меня, а Беспалову, но я не вышел из партии. Мне кажется, что горячность Антона была поспешной. Но позиция «Единой России» — работать в команде, уметь принимать сложные государственные решения, не пиариться, а делать реальные дела, зарабатывать авторитет. За последний год, как мне кажется, Антипов перескочил сразу через несколько ступеней карьерной лестницы, и это его погубило. Он оказался морально незрелым, неготовым к высоким постам — создал конфликты, перестал реагировать на наши рекомендации. Это все привело к тому, что против него выступило большинство депутатов-однопартийцев в гордуме, а наиболее принципиальные, как Назир Шамсутдинов, даже не могли найти слов. Антон Антипов объективно не справился, ему сказали остановиться, отправили на запасной аэродром. Его реакцией стал выход из ЕР и обвинения в адрес коллег. У нас есть дисциплина, нельзя делать то, что хочешь, и чтобы тебе за это ничего не было. Мне жалко, что мы его потеряли. Сгорел парень, надо было его подучить.

Что касается Геннадия Мулянова, здесь я соглашаюсь с населением, которое ему уже неоднократно показывало «желтую карточку». ЕР разбиралось в конкретном случае, когда на совещании, связанном с закрытием бани, он на эмоциях некорректно повел себя по отношению к человеку, который имеет право задавать вопросы. Мулянов признал, что был не прав, нанес урон партии. Мы объявили ему выговор — это последнее китайское предупреждение. В Цильнинском районе конфликт есть, мы наблюдаем внимательно. Если увидим продолжение такой политики, поверьте, рука не дрогнет — исключим из партии, но на этом не остановимся — попросим губернатора снять его с поста главы администрации. И так будет с каждым, кто опорочит честь и достоинство «Единой России».

— В этом политическом сезоне в регионе сложился необычный альянс — ЕР поддержала коммуниста Алексея Русских, о котором еще в начале года в Ульяновской области никто ничего не знал. Как вы считаете, насколько крепок этот союз, какие у вас впечатления от избранного губернатора?

— Русских — молодой, работоспособный, равнодоступный, одинаково контактный со всеми политическими партиями, коммуникабельный. У Морозова был другой плюс, что со временем перешло в минус. Он говорил, что его правительство партийное, а ЕР — это основа. Были конфликты с КПРФ и в ЗСО, и в кабинете министров. Русских эту позицию не разделяет. Он не подчеркивает свою принадлежность к КПРФ, не выпячивает ее, не говорит, что КПРФ — это наше все, а остальные — по остаточному принципу. Он опирается на «Единую Россию» как партию большинства в парламенте, открыто говорит об этом, мы это ценим.

— Есть ли гипотетическая возможность, что между губернатором Русских и ЕР произойдет конфликт, и партия станет оппозиционной?

— Для конфликта всегда должны быть причины. Если Русских и его правительство будут ухудшать положение населения, мы будем высказывать другое мнение. Он обещал ЕР поддерживать партийные проекты и помогать исполнять наказы избирателей, когда пришел просить о своей поддержке на выборах. У нас были такие договоренности. На сегодня площадок для конфликта нет и, надеюсь, не возникнет. Русских способен сложные вопросы обговаривать на берегу, в отличие от Морозова, который открыто конфликтовал со своими оппонентами из другой политической партии. Он должен как мужчина держать слово, как бы его ни подбивали идти против команды ЕР. Боец-Морозов всегда говорил: «Лучше правда с кулаками». А я считаю, что у компромиссного и гибкого губернатора должна быть открытая ладонь. Пока Алексей Юрьевич придерживается такой позиции, и в этом его превосходство.

— Сегодня ЕР в Госдуме представляют два депутата-одномандатника — Владимир Кононов и Владислав Третьяк. Как вы оцениваете их работу и вклад в развитие Ульяновской области, что они конкретно уже успели сделать? И что вы ждете от них?

— Наш лозунг был таким: «Ульяновской области федеральную поддержку». Кононову необходимо несколько месяцев на адаптацию — это новые коммуникации, новый статус, новая территория. Он очень эффективный, сотни миллионов рублей привлек через Минобразования РФ в УлГУ и УлГПУ. Он въедливый депутат, как шмель кому-то надоедает, постоянно жужжа, но работу делает. А Третьяк сам по себе ресурсен, вхож в кабинет президента, помогает по линии спорта, медицины в декабре дарит ремонт детской областной больницы. Нам сегодня повезло, это заслуга ЕР. Эти ресурсы нужно правильно уметь использовать, главное, чтобы все депутаты Госдумы подружились с губернатором Алексеем Русских, а не присваивали лавры себе.

Заметно, что экс-губернатор и действующий депутат Морозов в каком-то смысле перебивает медийную повестку нынешнего главы региона Русских. У «Единой России» есть по этому поводу позиция?

Хочу дать сигнал Сергею Морозову, что нужно меняться, время требует перемен. Если любой из нас будет прямой как рельсы и не захочет замечать, что среда поменялась, мы сами себя сминусуем. Надо уметь правильно реагировать на ситуацию, сильные политики атмосферу вокруг себя меняют, а не бьются головой о стенку: стенка выстоит, а вот головы не будет. Главное реальная польза людям, а не личная выгода, это очень сложно. Ему нужно перестать конфликтовать, зарыть топор войны.

Некоторые эксперты считают, что коммунисты Айрат Гибатдинов и Виталий Кузин не вели избирательную кампанию на избирательных округах, числились статистами в обмен на преференции от региональной власти. Вы согласны с этим?

ЕР всегда бьется до конца за каждую территорию. Гибатдинов и Кузин не вели полноценную принципиальную борьбу на победу. То, что они делали это улыбка, а в округах нужно проводить круглые сутки. Почему они не вели кампанию и что за это получили взамен вопрос не ко мне, но у меня это вызывает глубокое удивление. Мне кажется, бонусы по итогам выборов незаслуженные с точки зрения здравого смысла.

Фракция «Единой России» отказалась поддерживать кандидатуру Виталия Кузина на должность вице-спикера ЗСО. Вы не поменяли свою позицию? Он сам не вступал с вами в переговоры, не искал поддержки?

— Мы по-прежнему считаем, что Кузин на эту позицию не подходит. Так же, как и Антон Антипов, он слишком молодой политик, неготовый, незрелый, неопытный. Авторитета ЗСО на общероссийском уровне это не прибавит, а ему лично принесет только вред. Он сгорит как спичка, упадет и больше никогда не поднимется. А мы можем скатиться на уровень Саратова с Бондаренко. Статус зампредседателя — руководитель, который умеет договариваться, делать вещи, которые ему иногда даже не нравится. Руководитель фракции может захватывать трибуны, быть торпедой, с этой функцией Виталий справляется хорошо. Он может хоть штаны снять, это его личное дело. Вице-спикер должен отвечать за целое направление, быть готовым заместить председателя в случае его отсутствия на рабочем месте, нести политическую ответственность. Если Кузин считает, что не нам это решать, то он ошибается. Нас он еще не переубедил, к нам не приходил. За него кто-то ходит просить — Куринный, Гибатдинов, а он не заявил о своей готовности. Это как в детском саду, когда мама водит сына за ручку.

Но другой депутат из фракции КПРФ может занять эту должность. Мне кажется, на эту роль подходят Габдулхак Мурзаханов, Александр Спицын, Андрей Иванов. Но они упрямы, тащат Кузина.

— Как партия готовится к выборам в ЗСО, которые пройдут в 2023 году? Кого вы видите в числе лидеров партийного списка?

— «Единая Россия» уже готовится к выборам, не скрываем. Думаю, к весне вы уже увидите этих людей. Новые лица появятся и в региональном президиуме, и в политсовете. Ни один опытный боец из обоймы не выпадет, но и свежую кровь пора пускать. Появятся сильные кадры, новые формы работы. Открытость, честность и справедливость останутся в наших приоритетах. И выборы мы выиграем, исходя из этой концепции. Региональный парламент обновится на 50%, такова статистика. Мы лоббируем увеличить количество наших представителей в ЗСО — сейчас 17 депутатов, мы рассчитываем не менее чем на 25 мандатов. Формировать новый состав Заксобрания нужно профессионально, опираться на реальных лидеров из разных сфер жизни, чтобы они были экспертами — учителя, врачи, промышленники, предприниматели, молодежь, авторитетные мастодонты.

— А вы планируете войти в новый созыв парламента?

— По-честному, мне кажется, я уже заслужил отдых. Мой стаж депутатской работы — 25 лет! Если люди, друзья мне скажут, что я ещё не надоел и мне доверяют, то я пойду. Но если я услышу, что не нужен, то уйду на другую работу.

— Это правда, вы опытный политик. Но вы не привыкли останавливаться. Какие у вас сегодня амбиции? Готовы стать председателем ЗСО в следующем созыве?

— Время покажет, рано говорить. Физически я еще готов и хочу работать. Ссылать меня в Москву не нужно, опыт других я повторять не буду, хочу строить свою жизнь здесь. Да, за эти годы накопилась усталось, за многие вещи приходится объясняться. Но если мне скажут расти, я буду это делать. Мне нравится помогать людям.

Дарья Косаринова