Ульяновский исследователь-архивист, краевед Иван Сивопляс стал постоянным автором историко-просветительского проекта «Годы и люди», который повествует об исторических событиях и людях, интересных фактах истории через документы, публикации, фото- и видеохронику, воспоминания очевидцев. Иван Сивопляс работал в Государственном архиве Ульяновской области, является научным сотрудником в музее-заповеднике «Родина В.И. Ленина». Свои краеведческие статьи публикует в СМИ с 1997 года - публикуется как в научно-популярном жанре, так и с серьезными историко-архивными исследованиями. Интересы краеведа охватывают всю историю Симбирского края: как в Симбирск был доставлен пленный Емельян Пугачев, как творил архитектор Феофан Вольсов или как в Симбирской губернии бушевали эпидемии. Сегодняшний текст - о дворянских усадьбах.
Симбирская губерния считалась губернией дворянской. Дворянство, правящее сословие в Российской империи в XVIII – XIX веках определяло весь строй и ритм российской жизни, создавало и поддерживало великую русскую культуру. Пушкин, Лермонтов, Тургенев и Достоевский по своему происхождению были дворянами. Наш земляк Иван Гончаров, хотя и родился в семье купца, был воспитан как дворянин, и очень гордился этим. Дворянство было сословием сельским, жившим от своих поместий и в своих поместьях. Дворянская усадьба была центром – и символом дворянской жизни, дворянской культуры. Мы не можем представить Пушкина без Болдино или Михайловского, а нашего земляка, поэта Николая Языкова – без села Языково, куда к нему приезжал Пушкин.
Роскошь дворянских усадеб, известная нам по книгам, картинам и кинофильмам, в жизни встречалась совсем не часто – ведь, в большинстве дворяне были мелкопоместными и жили экономно, а иногда и скудно. Но тем большую ценность представляли те усадьбы
Мы до сих пор не в состоянии объективно и адекватно оценить всю ценность того культурного и материального наследия, что оставили наши предки. Вот, совсем недавний пример – церковь святого Иоанна Дамаскина в селе Подкуровке бывшего Симбирского уезда, выстроенная после 1830 года владельцем здешней усадьбы, помещиком Иваном Похвисневым, государственным деятелем и промышленником, основателем одной из первых в России бумагопрядильных, то есть делавших хлопчатобумажные ткани, фабрик.
Церковь в Подкуровке до реставрации
Единственную на Симбирскую губернию церковь в честь святого Иоанна Дамаскина, своего небесного покровителя, Похвиснев построил, по легенде, в честь избавления от холерной эпидемии 1830 года – актуально, в нынешние коронавирусные времена. А проект помещик заказал прославленному архитектору Доменико Жилярди (1785 – 1845), отстроившему после наполеоновского пожара 1812 года здание Московского университета, восстановившему колокольню Ивана Великого в Московском кремле. Сельский храм, разумеется, не главный шедевр зодчего – но через имя его он вписывается в великий контекст великой культуры!
Оглушительный удар по этой культуре нанесла революция 1917 года. Но неверно будет обвинять во всех бедах исключительно большевиков. «Всё в прошлом» - называется знаменитая картина художника-передвижника Василия Максимова (1844 – 1911), которую он по просьбам покупателей нарисовал более сорока раз: заколоченный барский дом, облупившаяся штукатурка…
Василий Максимов. Всё в прошлом. 1889 год
Если мы взглянем на дореволюционные фотографии одного из самых интересных и загадочных объектов усадебной архитектуры Симбирского края – Киндяковской беседки, которую некоторые исследователи называют единственным масонским храмом во всей России – мы увидим, что этот объект уже тогда находился в крайне неухоженном, фактически, аварийном состоянии. Время масонов, эпоха рубежа XVIII – XIXстолетий, давно минула, а до массового туризма Беседка не дожила, рухнув в 1930-е годы.
Масонская беседка в Винновской роще. Начало XX века
И даже на опоэтизированных изображениях усадьбы в Ундорах, принадлежавшей в XVIII – XIX столетиях дворянам Толстым и Ивашевым, сделанных с натуры замечательным русским советским художником, симбирским уроженцем Дмитрием Архангельским (1885 – 1980), популяризатором симбирской усадебной старины, мы не можем не заметить печати упадка и забвения. Эти изображения имеют значение документов – до нашего времени усадьба, увы, не сохранилась…
Д. Архангельский. Усадьба в Ундорах. 1932 год
Д. Архангельский. Усадьба Толстых-Ивашевых в Ундорах. 1920-е годы
Д. Архангельский. Флигель на усадьбе Толстых-Ивашевых в Ундорах. 1920-е годы
Уже к середине XIX столетия дворянская культура, а особенно лежавшая в основе крепостническая система хозяйствования, находилась в самом глубоком кризисе, выразившемся в отмене крепостного права в 1861 году: «Порвалась цепь великая,/Порвалась — расскочилася/ Одним концом по барину,/ Другим по мужику!..» - напишет об этом поэт и помещик Николай Некрасов.
Помещичьи усадьбы стали переходить в руки к новым людям, купцам или даже разбогатевшим крестьянам-кулакам. Так, усадьбу в селе Языково, вместе с суконной фабрикой приобрёл купец Федор Степанов (1828 – 1902), которому наследовал сын Михаил Степанов (1868 – 1939), получивший коммерческое образование в Германии, большой поклонник музыки и сценических искусств, щедрый благотворитель и меценат. Такому человеку была понятна культурная ценность того, чем он владеет, и это льстило ему, и добавляло уважения в глазах окружающих, и Степанов готов был вкладываться в это историческое наследие.
Господский дом в усадьбе Языково
На рубеже XIX – XXвеков усадебная культура переживает свой последний взлёт. И новые хозяева жизни, купцы и промышленники, и дворяне, сумевшие освоиться в капиталистической системе взаимоотношений. Близ упоминавшейся Подкуровки, в деревне Скугареевке сверстник Михаила Степанова, родовитый дворянин Леонид Афанасьев, женатый на купеческой дочери и за практическую сметку прозванный Американцем, строит собственный замок в древнерусском стиле.
Усадьба Афанасьева в Скугареевке в середине 1950-х годов
Национализировав собственность «эксплуататоров», советская власть, в общем, продлила ей жизнь, используя в качестве школ, больниц, интернатов и санаториев, и прочих культурно-хозяйственных объектов. Совсем плохо усадьбам стало, когда советская власть закончилась, и вследствие приватизаций и оптимизаций из старых стен ушла жизнь. Годы забвения идут, здания горят, рушатся, грабятся. Очень нужно, чтобы здания жили, чтобы жизнь возвращалась – только вот останется место, куда она сможет вернуться?..