Иван Семёнович Полбин (1905 – 1945) – единственный дважды Герой Советского Союза среди уроженцев Симбирского-Ульяновского края. Во времена СССР таким уже при жизни полагался бюст на малой родине, хотя до своей второй звезды он не дожил.

11 февраля 1945 года командующий 6-м гвардейским бомбардировочным авиационным корпусом гвардии генерал-майор Полбин погиб во время выполнения своего 158-го боевого вылета. В небе над городом Бреслау, ныне польским Вроцлавом, гитлеровские зенитки «достали» бомбардировщик Пе-2 бесстрашного командира, лично возглавившего подчинённых для выполнения трудного боевого задания.

Эта гибель сама по себе красноречивее многих хвалебных слов. Иван Семёнович не прятался за спины, не перекладывал ответственность, не искал крайних. Он был впереди там, где это было необходимо, где опасность была реальной и смертельной, а успех означал спасение многих жизней. Война раскрывает человека, и дважды Герой Полбин проявил себя в ней Человеком с большой буквы.

Бомбардировщики Пе-2 на боевом задании

Иван Полбин в лучшем смысле этого слова – легендарная личность. Легендарно его рождение, будто бы в стенах Симбирской губернской тюрьмы, в которой его беременная мать Ксения оказалась после разгона крестьянских беспорядков в селе Ртищево-Каменка Симбирского уезда (ныне - село Полбино Майнского района), спровоцированных вестью о Кровавом воскресенье 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге, с разразившейся Первой русской революцией 1905–1907 годов. В советское время жил термин «ровесник Революции»: так называли людей, родившихся в 1917 году. Ваня Полбин, получается, был ровесником Первой русской революции – в каком-то смысле её участником и даже жертвой…

Слишком красиво, чтобы быть правдоподобным. В разных местах указаны разные даты рождения Вани Полбина – 14 (27) января, 9 и даже 11 февраля 1905 года (будто погиб он прямо в день своего сорокалетия!). Но признаки общественной активности, которые возможно связать с Первой революцией, стали проявляться в симбирских пределах только к лету 1905 года, причём Ртищево-Каменка никак особенно не «засветилась» в этих событиях. Просто очень хотелось увязать Героя и Революцию, будто бы породившую Героя, хотя те свойства личности, что отличали Ивана Полбина, возвысили его, крестьянского паренька, до советского военачальника и героя войны, лежали куда глубже всех «революционных» преобразований.

Иван Полбин возвращается с боевого вылета

В советское время любили подчёркивать рабоче-крестьянское происхождение Ивана Полбина. Будто и самолёт он впервые увидел на картинке в газете, на которой обедали станционные рабочие. А ведь Ваня Полбин сам издавал и редактировал газету – стенную газету «Наш голос» в школе 2-й ступени в селе Карлинском, что ныне в черте Ленинского района Ульяновска, которую он окончил в 1925 году. В этой школе он встретил своего Учителя, тоже с большой буквы, замечательного педагога и краеведа, заслуженного учителя РСФСР Константина Алексеевича Селиванова (1896 – 1974).

«Моя профессия почетная, любимая народом – военный летчик! Звание полковник, уже большой командир, участник уже второй войны. Внешность мою вы очевидно не помните, ведь это было 17 лет назад! – писал в письме Константину Селиванову Герой Советского Союза Иван Полбин. – Я горжусь, что был учеником Карлинской школы, горжусь за вас, мои учителя! И в том, что мне присвоено звание Героя Советского Союза, ведь есть доля вашей «вины»!».

Генерал-майор Иван Полбин

И более того, заслуженный фронтовик находил время, чтобы писать статьи в родную школьную стенгазету: «Группа из 17 самолетов получила задачу бомбардировать железнодорожные эшелоны противника на станции А. Решили бомбить и штурмовать с горизонтального полета из-под облаков. Наша группа удачно ударила по станции, подожгла два эшелона, взорвала склад боеприпасов, разрушила ряд зданий и сожгла много автомашин. Делая второй заход, мы увидели, что другая железнодорожная станция, находившаяся рядом с первой, еще более забита составами, и повели самолеты на этот объект. Сильные взрывы и пожары подтвердили правильность этого решения».

В тексте не подчёркиваются и тем более не выпячиваются собственные заслуги: я решил, я приказал, я попал точно в цель… Даже в письме с фронта к родной жене он пишет про себя и «своих соколов», с которыми трудится на одном из важных направлений наступления Красной Армии. В длинном списке достижений и подвигов, за которые Иван Семенович был представлен к первой звезде Героя Советского Союза, особенно подчёркивалось, что его полк, единственный в ВВС РККА, мог совершать ночные вылеты всем составом, а не особо подготовленными экипажами и группами.

15 июля 1942 года, в самый канун Сталинградской битвы, полковник Полбин лично со своим экипажем уничтожил стратегический склад горючего в пункте Морозовском, «чем предотвратил продвижение танков и автомашин противника к линии фронта», внеся тем самым существенные коррективы в наступательные планы гитлеровцев, обернувшиеся для них катастрофичным поражением. Бреслау, в небе которого погиб генерал-майор Полбин, иногда называли «немецким Сталинградом», по исключительной продолжительности и ярости боёв за город-крепость, с той кардинальной разницей, что исход боёв за город уже никак не мог повлиять на окончательное поражение нацистов.

К званию дважды Героя Советского Союза Иван Семенович был представлен ещё при жизни, в январе 1945 года, и указ о награждении в апреле 1945 года был подписан как на живого, без формулировки «посмертно». И в этом – глубокий символ: настоящие герои не умирают.

Иван Сивопляс