Ульяновский областной художественный музей обладает чудесной коллекцией из 28 флаконов духов, некоторые из них мы представляем сегодня. Давайте полюбуемся!
Парфюмерия (в переводе с латинского «сквозь дым» - прим.) играла весомую роль во всех цивилизациях. В XIII веке в Италии появились духи, их изготавливали монахи. В XVI веке парфюмер Екатерины Медичи (королева Франции с 1547 по 1559) тайно привез рецепт духов во Францию. Постепенно Франция стала передовым производителем парфюмерии наряду с Италией.
Поскольку духи считались предметом роскоши, флакончикам, в которых они хранились, уделяли особое внимание. Сосуды для парфюмерной продукции превратились в настоящие произведения искусства, разнообразие ароматов во все времена вдохновляло мастеров на производство невероятных, драгоценных и изысканных флаконов. Прошло время, тех духов уже нет, а вот флакончики сохранились.
Это французский флакон, покрытый кобальтом и обильно украшенный золотыми рокайлями, характерными стилю рококо, немецкий изящный сосуд рубинового стекла, исполненный в готических традициях и флакон строгих очертаний в пастельном (топазовом) окрасе с элементами грядущего стиля модерн.
Флакон туалетный с пробкой. XIX в. Франция. Фарфор, лепнина, рельеф, роспись подглазурная, позолота, серебрение. В.13,2. Инв. 281 // Флакон с пробкой. Середина XIX в. Германия. Стекло рубиновое, бронза золоченая, кабашоны (цветные), шлифовка, чеканка, эмали. В. 27,5. Инв. 536.
Обращают на себя внимание флакон и пудреница, украшенные алмазной гранью, составляющие сложную композицию, где один предмет является частью другого.
Флакон с пробкой. Вторая половина XIX в. Западная Европа. Стекло топазовое, стекло рубиновое, гравировка золоченая. В. 17,5. Инв. 533 // Флакон с пудреницей. Середина XIX в. Западная Европа. Стекло урановое, алмазная грань, шлифовка. В. 8; В.3,5. Инв. 542.
Фарфоровый флакон, изготовленный во Франции, примечателен разновидностью цветочного декора. Рельефные, крошечные цветы в технике «бульденеж» покрывают почти все изделие. На четырех гранях пробки - мелкие голубые незабудки. Восьмиугольный флакон с золоченным горлом дополнен яркими красными ягодами и листьями, которые контрастируют с нежными мелкими цветами. Не надо забывать, что вторая половина XIX века - время новаторских исканий, бывало, не всегда удачных.
Флакон с пробкой. XIX в. Франция. Фарфор, рельеф, лепнина, роспись надглазурная, позолота. В.19,0. Инв. 311.
В подобной технике изготовлены на Мейсенской фарфоровой мануфактуре туалетные коробочки, которые являются высочайшим образцом гармонии формы и декора.
Туалетные коробки. Первая четверть XIX в. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Фарфор, лепнина, роспись надглазурная, позолота. В.8. Инв. 135/1-2.
Множество лепных фарфоровых цветочков носит название «бульденеж» — от французского “boule de neige” — «снежный шар». В XVIII веке бульденеж был излюбленным растением королевских особ и дворцовой знати, сейчас это растение можно увидеть и у нас в городе.
Ручная техника «бульденеж» была создана в 1739 году скульптором Мейсенской фарфоровой мануфактуры Иоганном Кендлером (1706-1775). Каждый фарфоровый цветок лепился отдельно, прикреплялся к вазе, покрывался глазурью и обжигался. Эта техника считается одним из самых трудоёмких и роскошных декоров фарфорового искусства, который могли себе позволить лишь богатые люди. Кендлер впервые применил этот декор, чтобы украсить сервиз для жены Августа Сильного Марии Жозефы, который король должен был преподнести супруге в качестве подарка. С тех пор художники мануфактуры взяли на вооружение этот красивейший декор.
До сих пор старинные парфюмерные флаконы и предметы туалетного столика являются во всем мире истинным отражением искусства.