Правительство региона задумало превратить областную столицу в город-миллионник и поручило Центру стратегических исследований Олега Асмуса провести анализ демографической ситуации в регионе. Эксперты отмечают неготовность женщин старше 30 лет рожать второго ребенка, а возраст мам первенцев составляет 29 лет. Молодые специалисты не соглашаются на работу за МРОТ, ощущают нехватку "движухи" в Ульяновске, а студенты вузов и ссузов не удовлетворены учебной практикой.

Состоялось первое заседание рабочей группы по утверждению стратегии "Ульяновск - миллионник". Программа будет направлена на улучшение демографической ситуации в региональной столице - документ направят врио губернатора Алексею Руских и и.о. председателя правительства Александру Смекалину. Он же ранее и анонсировал разработку этой программы.

В основу разрабатываемого документа легли исследования АНО "Центр стратегических исследований". По мнению генерального директора структуры Олега Асмуса, демографические показатели необходимо решать не только стимулируя рождаемость, но и снижая отток людей из Ульяновска. "Мы как находились на 11-12-м месте в ПФО по показателям рождаемости и смертности, там и остались", заявил Асмус. По его мнению, дело в том, что предпринимаемые действия были не совсем верными.

Рождаемость

Центр стратегических исследований провел опрос среди более тысячи женщин фертильного возраста. Те женщины, которые имеют определенные государственные преференции и льготы при рождении детей, рожают столько, сколько и в ведущих субъектах РФ. Наибольший провал по возрасту матерей, решившихся на первого ребенка - сейчас он приближется в среднем к 29 годам. "Женщина, которая родила в таком возрасте, вероятнее всего уже не пойдет за вторым и третим детьми", считает глава ЦСИ. Причем опрошенные женщины выделяли основной причиной невозможность уйти в декрет и посвящать время ребенку.

- Мужчина в Ульяновской области по уровню зарплат находятся на 10-12 месте по ПФО, а вот женщина занимает 4-5. То есть средняя зарплата женщины на порядок выше, чем у мужчины, соответственно, если женщина уйдет в декрет, нагрузка на семью станет больше, - констатирует Олег Асмус и предложил подумать о "защитных" мерах поддержки для мужчины в таких случаях, например, невозможность уволить такого сотрудника, пока жена официально ней выйдет на работу.

Еще один "проблемный" пласт - это состоятельные мамы одного ребенка, которые не спешат рожать второго. Здесь уже не играет роль обеспеченность жильем или зарплатой - все и так есть. Но успешные карьеристки 30-40 лет отвечают, что им "некуда девать ребенка": нет времени водить детей на шахматы или футбол, в школах программа также не предусмотрена на полный день. Рычагом для решения такой проблемы может стать развитие института нянь, считают члены рабочей группы.

Также Асмус отметил, что проекту в целом нужно другое название, ведь цель - не просто увеличить количество населения в областном центре до миллиона, а в развитии территории. "Мы можем очень быстро за короткий срок нарожать детей, но демографию это не улучшит, потому что столько же у нас умрет и уедет, нужны комплексные меры".

Бедность

Эксперты указывают, что предприятиям не хватает сотрудников, но по информацииАгентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов,вакансий на рынке больше, чем безработных. При этом остается недовольство некоторых слоев населения недостатком рабочих мест. ЦСИ поставило задачу понять, где именно механизмы дают сбой.

- Мы самый старый регион в ПФО. Средний возраст жителя Ульяновской области - 45 лет, тогда как в Татарстане, например, 37. Десять лет - это пропасть. Как уменьшить количество бедного населения в два раза, которую поставил президент Владимир Путин? У нас 18%, а нужно 9%. Из этих девяти восемь - пенсионеры. Что делать с пенсионерами на уровне региона? - высказался Олег Асмус.

По оценкам исследователей, в регионе существует проблема с уровнем зарплат, предлагаемых для молодых специалистов: в среднем это 20 тысяч рублей, но 13% работодателей оплачивают труд на уровне МРОТ (11,3 тысячи рублей). Также в Ульяновской области наибольший по ПФО разрыв между 10% самых бедных и 10% самых богатых. Представители бизнеса отмечают, что не все так гладко и с трудовыми ресурсами - выпускников вузов и ссузов приходится переучивать. Также работодатели отмечают нехватку практических навыков выпускников, их безынициативность и недостаточный уровень владения иностранным языком.

Руководитель Центра макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности Оксана Жигалова считает, что для подготовки высококвалифицированных кадров необходимо интегрировать высокотехнологичные компании в образовательную среду.

- Нужно внедрить базовые кафедры и лаборатории компаний в региональных вузах, добавить в образовательный процесс студентов проектную деятельность, чтобы вовлечь их в научно-техническое направление. Должна быть возможность выполнять исследования при ведущих организациях региона, - сказала Жигалова.

А ульяновцам, в свою очередь, не хватает комфортных условий труда - они признаются, что за зарплату ниже желаемой были бы не против работать, если бы их полностью устраивало отношения руководства к сотрудникам. Участники заседания поставили задачу обсудить с предпринимателями, как они готовы стимулировать свои коллективы и при каких условиях. Особое внимание, по их мнению, нужно уделить представителям бюджетной сферы - методы поддержки сотрудников в законе очень ограничены.

Продвижение

Также в Ульяновске наблюдается отток молодого населения, которые "увозят" свои таланты в более крупные города, что серьезно сказывается на развитии трудовых ресурсов, а городу нужен приток молодежи. В миграционном исследования ЦСИ, 73% опрошенных молодых людей отметили, что в родном городе им не хватает "движухи".

Председатель "Опоры России" Николай Солодовников высказался, что в вопросах демографии обычно используются прямые методы мотивации по схеме "родили - получили". Он считает, что пробудить в молодых людях желание оставаться в областной столице можно только улучшая их жизнь в целом, благоустраивая улицы, по которым они ходят, а не заманивать отдельными преференциями.

- Есть исследования на тему благоустройства, которые говорят, что 80% настроения жителей зависит от того, что они увидят вокруг себя, выйдя из дома. Если они видят унылую и серую обстановку, то и каждый день у них такой. Люди едут в Москву и работают там в общепите за те же деньги, что и в Ульяновске только потому, что после работы они могут пройтись по лучшим паркам в стране совершенно бесплатно и съесть мороженое за 30 рублей. Они чувствуют себя при этом достойно, - считает Солодовников.

Глава "Опоры России" предложил больше обратить внимание на программы благоустройства, вовлекать молодежь в разработку и принятие проектов озеленения и ремонта общественных пространств. Также звучали предложения расширить сферу интертеймента - больше приглашать в Ульяновск артистов, устраивать не только образовательные, но и развлекательные мероприятия, выделить в городе отдельные танцевальные зоны как на открытом воздухе, так и под крышей.

Образование

Руководитель проекта Центра территориального развития и межмуниципальных проектов Наталья Антонова представила исследование ЦСИ, по результатам которого выделяются две главные проблемы доступности высшего образования: малая доля бюджетных мест (35%) и высокая стоимость обучения (от 89,5 тыс. рублей в год).

- В сельхозакадемии 15 лет назад было 1100 преподавателей, сейчас порядка 300. Студентов было 15 тысяч, сейчас - 4 тысячи. Такая же ситуация с политехом, УлГУ. Чисто теоретически, если вы сейчас резко обнулите стоимость обучения или добавите число бюджетных мест, наплыв студентов увеличится в разы. Как это возможно сделать - непонятно, но факт остается фактом, - говорит Асмус и считает, что пора прибегать к "нетрадиционным" методам в борьбе с оттоком молодого перспективного населения.

Также исследователи отмечают, что пробелы есть и в самой системе образования, как высших, так и средних профессиональных учреждений. Студенты считают, что в вузах им не хватает практики, а та, что есть, в основном носит формальных характер (11%). Учеников ссузов не удовлетворяет само место прохождения практики, потому как оно лишь отчасти соответствует их специальности (13%).

Больше всего выпускники школ отдают предпочтение вузам Татарстана (свыше 12%), Москвы (7,5%), Самары (7%) и Санкт-Петербурга (6,4%). Помимо престижа и рейтинговости университетов и колледжей абитуриенты обращают внимание на то, смогут ли они подрабатывать в период учебы по специальности. 86% студентов вузов и 38% студентов ссузов начинают работать еще на этапе обучения, но признаются, что находят работу сами - факультеты и кафедры им в этом не помогают.

Центр стратегических исследований рекомендовал Министерству просвещения запустить межведомственный профориентационный проект, чтобы как школьники, так и студенты были в курсе, какие отраслевые производства, компании есть в Ульяновской области и какие у них есть перспективы трудоустройства. Сейчас, по мнению экспертов ЦСИ, профориентация в школах проходит крайне мало и точечно. В организациях высшего образования такие мероприятия тоже проводятся не часто, либо их нет совсем.

Все материалы исследования и рекомендации Центра стратегических исследований по каждому направлению после совещания передали профильным ведомствам - специалисты должны внести свои предложения, как возможно решить все перечисленные проблемы. Их рассмотрят и обсудят на следующем заседании.

Фото на главной: vlad-gluh.livejournal.com

Дарья Гордеева