Стоимость услуг независимых сервисов техобслуживания автомобилей (СТО) за прошлый год выросла на 10-25%, подсчитали в профильном союзе. Ульяновские эксперты подтверждают подорожание в отдельных случаях до 30%. Помимо уже известных причин подъема цен, впервые назван кадровый голод.
Причины подорожания
Ульяновские автовладельцы жалуются, что стоимость сервисных услуг по обслуживанию машин увеличились примерно на 30%: «Подорожали как запчасти, так и сам ремонт. У СТО обычно фиксированная цена ремонта, которая составляет около 50% от стоимости запчасти».
Генеральный директор НКО «Ульяновская областная Ассоциация транспортных организаций» (УОАТО) Владислав Сонин подтверждает, что в среднем, стоимость обслуживания в ульяновских автосервисах выросла на 25-30%. По его мнению, это главным образом обусловлено увеличением стоимости запчастей, расходных и горюче-смазочных материалов. Он также отмечает важность логистики, как одного из факторов, определяющих рост цен.
Член правления Союза Автосервисов Илья Плисов в разговоре с корреспондентом 73online.ru рассказал, что средний чек на услуги СТО очень разнится от региона, сезона и может составлять около 7-10 тысяч рублей в небольших городах и доходить до пятнадцати - в крупных. Например, в Санкт-Петурбурге и Москве:
- Сервис может выполнять одновременно несколько видов работ. Автолюбители заезжают по два-три раза и просят поменять, например, масло, потом - колодки, но в среднем, цифры, что озвучил выше, соответствуют общему прайсу, и при этом, не относятся к кузовному ремонту.
Последний, по словам эксперта, стоит особняком: каждый удар, особенно в случае новых китайских машин, бьет по карману автовладельца суммой в 100-200 тысяч рублей, что составляет около 10% от стоимости автомобиля. И это только за две-три запчасти с ремонтом, а те, в свою очередь, с прошлого года растут в цене из-за волантильности курса рубля. Для некоторых европейских моделей выросли цены даже на не оригинальные запчасти, утверждает Плисов:
- На сегодняшний день у нас так и не состоялась полноценная локализация производства автокомпонентов. Даже то, что поступает на конвейеры - это относительно небольшой процент. Что касается автомаркета (послепродажное обслуживание, техобслуживание), фактически, мы видим, что в России производят только 5-10% от общего количества запчастей, которые нужны. Остальные идут из-за границы, соответственно - покупаются за валюту и рынок следует изменению курса.
По словам экспертов, уже существуют аналоги запчастей для тех же китайских автомобилей, но и они производятся на заводах в Поднебесной, не поставляясь на официальный конвейер.
Аналитическая служба международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE на днях представила отчет по стоимости обслуживания автомобилей различных марок за 2023 год. Специалисты сгруппировали машины по брендам. Как оказалось, средние чеки за обслуживание и ремонт китайских, европейских, японских и отечественных производителей существенно отличаются. Больше всего придется отдать за ремонт английских авто (11 449 рублей). Гораздо меньше - за российские (7579), корейские (7343) и китайские (7187).
В одном из ульяновских автосервисов сообщили, что заменить масло и масляной фильтр, шины, передний амортизатор, задние тормозные колодки (дисковые) и сайлентблоки задних рычагов автомобиля Toyota Corolla готовы примерно за 13000 руб. Это - цена работ без учета стоимости запчастей.
Примерные цены на услуги в ульяновских автосервисах для автомобиля Skoda Octavia A7. Стоимость может отличаться в зависимости от класса машины. Например, для Lada ценник будет ниже.
При этом, одним из главных факторов удорожания услуг СТО является увеличение стоимости потребительских товаров и, как следствие - рост требований рабочих к уровню заработной платы:
- Часть сотрудников активного рабочего возраста, мужчины, уходят на службу в Вооруженные Силы и на заводы военно-промышленного комплекса. Появились очень конкурентные предложения в этой части. К тому же, активно развиваются мирные производства. Грубо говоря, они высасывают из автосервисов как рабочие кадры, так и инженерные. Такой тренд наметился еще в начале 2022 года. С целью сохранения персонала мастерские вынуждены поднимать зарплату оставшимся, что неизбежно влияет на стоимость нормо-часа, - желает вывод Плисов.
Дальнейшее развитие ситуации
По мнению участников рынка, опрощенных «Известиями», услуги автосервисов все более востребованы из-за старения популярных иномарок и неспешности владельцев менять машины на новые. Верные своему выбору автолюбители готовы платить за ремонт по высоким тарифам. Такая тенденция существует и в Ульяновской области.
Причем, в регионе не исключает дальнейшего повышения стоимости услуг в этом году, как минимум, на 5-10%, если не повлияют другие внешние факторы (усиление кадрового голода, изменение экономической обстановки в стране). Многим СТО поднимать цены необходимо просто для выживания.
По разным оценкам, в зависимости от специализации, независимых сервисных предприятий на территории России насчитывается приблизительно около 100 тысяч, но поскольку рынок этот достаточно конкурентный, ни одно СТО не может поднять цены в два раза, констатирует Плисов. Иначе это грозит потерей клиентов:
- Так могло бы происходить, если бы существовали только дилеры (их насчитывается около трех тысяч). Тогда могла бы возникнуть возможность некоего сговора, но в современных реалиях подобная конспиративная теория не актуальна. Все решает рынок.
Фото на главной: freepik.com