С 2017 года Ульяновская область участвует в приоритетном проекте «Безопасные и качественные дороги». С этого года его расширили до национального «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Его одними из главных задач являются, например, увеличение доли автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям до 50,9%, а также снижение смертности в результате ДТП до 4 случаев на 100 тысяч. Главным документом для всех дорожников является технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011). Регламент вступил в силу ещё в 2015 году и был разработан в рамках создания Единого экономического пространства между Россией, Беларусью и Казахстаном. Этот документ устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.

В связи с принятием нового технического регламента было выпущено и введено более 250 новых ГОСТов. Изменения касаются строительства дорог, знаков, ограждений, разметки, материалов. Но конечная цель оправдывает все трудности — теперь качество дорог будет выше, а межремонтные сроки увеличатся, то есть дорога будет жить дольше.

У нас любят приводить в пример дороги за рубежом. Высокоскоростные автобаны Германии и ровные американские хайвеи — источники светлой зависти многих наших водителей. Теперь можно с уверенностью сказать: скоро у нас будет «как у них». Дело в том, что новый технический регламент создавался с учетом лучших практик и опыта зарубежных стран.

Дмитрий Вавилин- Теперь мы будем работать по стандартам дорог и материалов, максимально приближенным к тем, что используют в Европе. Новый нацстандарт предполагает использование лучших материалов. Новые требования предъявляются к асфальтобетонным заводам, чтобы качественные входные материалы не превратились в обычную асфальтобетонную смесь, а были с улучшенными характеристиками. Соответственно, мы вводим новые критерии оценки при приемке работ, такие же, как за рубежом, - рассказывает министр промышленности и транспорта Ульяновской области Дмитрий Вавилин.

Лаборатория областного минтранса будет контролировать все. Сначала наши специалисты выезжают на завод и отбирают пробы минеральных материалов, которые подрядчик туда завез. Потом мы проверяем уже готовую асфальтобетонную смесь. После этого состав согласовывается руководством и отдается на производство. После запуска производства наши специалисты опять выезжают на завод, берут пробы асфальтобетонной смеси, проверяют зерновой состав, содержание битума и все прочностные характеристики. Ни один из подрядчиков не заинтересован выпускать брак, - рассказывает начальник отдела контроля качества департамента автомобильных дорог Ульяновской области Надежда Чернокрылова.

Согласно национальному стандарту, для производства асфальтобетонной смеси предполагается использование более качественных материалов. Например, битум должен обладать более повышенными характеристиками по вязкости, стойкости и сохранению своих свойств на морозе. «Новый» щебень должен быть более прочным и однородным, чтобы дорога на всем участке была одного и того же высокого качества.

Раньше асфальт проверялся лишь по двум критериям - водостойкости асфальтобетона и коэффициенту уплотнения. Ужесточились требования к асфальтобетону, добавились ещё три новых: устойчивость к истиранию дорожного покрытия от шипов и колееобразованию, а также старение битума. Надежда Чернокрылова поясняет: «Образец помешается в испытательную печь, где происходит старение асфальта под давлением и высокой температурой. Создаются условия, будто дорога прослужила уже пять лет». Эти испытания проводятся на основе методик, давно используемых в странах Европейского Союза и США.

Для изготовления образцов и проведения опытов с ними лаборатория закупает импортное лабораторное оборудование, которое позволит испытывать образцы асфальтобетона.

- Наше жаркое лето и снежная зима являются большой проблемой для битума. Нужно подобрать битум в очень широком диапазоне, чтобы выдержал и мороз, и жару, и ноль градусов. С помощью динамического вискозиметра мы подбираем битум, подходящий под определенные температуры, - рассказывает Чернокрылова.

Важно, что и сами образцы будут изготавливаться по методике Маршалла, которую применяют в Германии, Норвегии, Дании, Швеции, Франции. Новая технология позволит получать более верные и актуальные результаты тестов.

Специалист подробно объясняет, что с введением нового национального стандарта увеличится не только долговечность дорог. «Дорога будет комфортной для автомобилистов. Не должно быть колеи, застоя воды на дороге, около пешеходных переходов водитель почувствует размету или шумовые полосы. Дороги станут не только комфортными для водителей и пешеходов, но и безопасными», - рассказала Надежда Чернокрылова.

Все отремонтированные дороги пройдут проверку на ровность, геометрические параметры, соответствие безопасности дорожного движения.

Артем Горбунов

Фото предоставлено министерством промышленности и транспорта Ульяновской области