Все больше иностранных брендов покидает Россию, в том числе из сферы красоты. Под серьезный удар попал и рынок косметики. Нарушение логистических цепочек, рост цен и проблемы с сырьем поставили в затруднительное положение производителей и ритейлеров. Сейчас представители брендов наблюдают снижение объемов продаж. Стоимость товаров выросла на 15-20% и, по прогнозам участников рынка, ожидать снижения не стоит. Помимо этого, многие ритейлеры говорят о сокращении ассортимента. Разбираемся, с какими трудностями столкнулись производители и продавцы, как рынок будет справляться с новым кризисом и смогут ли российские бренды заменить зарубежную косметику.

Цены растут, спрос снижается

Паника, которая накрыла рынок в конце февраля — начале марта и вызвала рекордный скачок цен, сейчас немного схлынула, но снижения цен ожидать все равно не стоит, говорят эксперты.

— Когда взлетел курс доллара, у всех была паника, многие партнёры отменяли поставки. После того как ситуация более-менее прояснилась, остались сложности с логистическими цепочками, да и цены на зарубежное сырье повысились. Многие производители рассказывали, что Россия «на стопе», в нее не отгружают, — рассказывает косметолог-эстетист, основатель сети магазинов натуральной косметики Verba Олеся Чукмарева. По ее оценке, цены выросли в среднем на 15-20%: «Европейские бренды сначала подняли на 60%, потом откатили обратно. Думаю, снижения не будет, как и дальнейшего роста. Для отрасли поднятие цены на 20% — достаточно много».

Создатель бренда натуральной косметики Spongilla beauty Милана Привалова дает более пессимистичный прогноз: по ее словам, только себестоимость производства выросла примерно на 25%. «После резкого скачка курса доллара повысились цены на сырье, и несмотря на то, что сейчас курс стабилизировался, цены так и не снизились», — говорит Привалова.

В магазине профессиональной косметики ProfiLine констатируют повышение цен на все группы товаров примерно на 30%, и, по оценкам представителей магазина, в ближайшей перспективе рост не остановится: «Мы ожидаем, что поставщики в ближайшее время будут присылать новые прайс-листы на повышение».

Все опрошенные участники рынка заявляют о снижении объемов продаж. Основательница салона красоты Labrisa Регина Камалеева рассказала об ажиотажном спросе в марте, когда люди запасались и продажи были выше, чем в остальные месяцы. В апреле они сократились. Подтверждают это и в магазине ProfiLine: «В период февраля-марта закупались в основном расходными материалами. Сейчас мы наблюдаем спад. В марте запасы магазина закончились из-за резкой активности со стороны граждан». Повышенный спрос в марте был связан также с женским праздником.

По мнению Шпаковой, многие сейчас испытывают стресс в связи с событиями в мире, а женщины в такой ситуации однозначно больше внимания уделяют своей красоте. Поэтому, возможно, объемы продаж сильно не упадут.

Трудности импортозамещения

Отказ ряда иностранных косметических брендов от сотрудничества с Россией привел к тому, что покупатели начали обращаться к аналогам российского производства. Однако цены и на отечественную косметику растут. Основная проблема — это поставки сырья. Практически все, что выпускается в России, производится на зарубежных ингредиентах и по большей части закупается в Европе.

Например, у компании ART-VISAGE, которая производит почти всю декоративную косметику в России, есть сложности с сырьем, поскольку немецкие поставщики отказываются его продавать, рассказывает создатель студии красоты и школы макияжа Shpakova Academy Юлия Шпакова. Трудности и у бренда Tasha, который 16 лет производит косметику на качественном европейском и американском сырье. «Часть их поставщиков ушли из России, другие завысили цены. Есть продукты, которые стало невыгодно производить, поскольку себестоимость выросла больше чем в 2 раза», — говорит Юлия Шпакова.

Поскольку отечественные производства почти на 100% использует иностранное сырье, эксперты сходятся во мнении, что заменить его практически невозможно.

— Это целая химическая индустрия, которая была похоронена при Советском Союзе. В 2014 году, когда случилась первая волна санкций, пришлось налаживать импортозамещение продуктов питания. И лишь сейчас мы научились что-либо делать и только с поддержкой государства. Построить сейчас завод и обеспечивать весь потенциал косметического рынка просто невозможно. У нас не развита химическая промышленность. Безусловно, в России есть несколько заводов, но они не могут полностью удовлетворить потребности всех заказчиков, — объясняет Олеся Чукмарева.

Как подчеркивает Юлия Шпакова, в этом бизнесе должен быть очень профессиональный технолог, а их не так много. «Те, кто на рынке давно, смогут развить свое дело. Другой вопрос, что, возможно, появятся новые бренды у производителей на контрактном производстве. Вариант появления таких брендов на импортозамещение и занятия ими ниши — в это я верю, а то, что завтра откроется новый завод и начнет производить хорошую продукцию, нет», — говорит Шпакова.

Ищем аналоги: Турция, Беларусь и местные бренды

Участники рынка сходятся во мнении, что на замену привычным зарубежным брендам придут российские, китайские, корейские, турецкие или белорусские марки.

— Сейчас все ищут аналоги в Индии, Китае, Турции. Возможно, опустевшие полки магазинов заполнят местные производители. Например, у «Летуаль» очень сильный менеджмент, поэтому вполне вероятно, что там появятся и другие бренды. Однако чтобы заполнить магазины, нужны производственные мощности, поскольку сеть не работает по предоплате, — рассказывает Олеся Чукмарева.

В салоне красоты Labrisa придерживаются мнения, что на отечественную продукцию можно переориентироваться, если она будет качественной: «У бренда лаков для волос «Прелесть» нет профессиональной серии, потому что работают на масс-маркет. Если они доработают ее, тогда граждане перейдут на отечественного производителя».

Сейчас перед российскими игроками открылись новые возможности, но чтобы насытить рынок товаром, нужны производственные мощности, как и финансовая поддержка, например, от инвесторов. «На все нужно время — перестроиться, попробовать новое, сдать анализы, сделать тестовые образцы. Это просто дополнительная работа, которую придется проделать многим производствам в России», — комментирует Милана Привалова.

Как поясняет Чукмарева, рынок сейчас освободился, образовался некий вакуум. Более слабые игроки уйдут с рынка. «У крупных косметических ритейлеров представлены зарубежные бренды, у которых мощный маркетинг и тягаться с ними сложно. У нас пока нет таких сильных в этом плане отечественных компаний. Тем более в сложные экономические времена первое, на чем экономят, это маркетинг. Помимо этого, небольшому производителю встать в сетку, например, в «Летуале», практически невозможно», — говорит Шпакова.

Однако, по прогнозам участников рынка, сейчас люди будут переориентироваться на отечественных, азиатских, белорусских, китайских производителей. А с учетом того, что на полках крупных сетей их продукция не всегда представлена в достаточном объеме, люди в любом случае будут приходить к маленьким ритейлерам и обращать внимание на местных производителей.

Фото на главной: Pixabay

Марина Иванникова