Не место красит человека, но человек – место. Окраинная улица Солдатская в губернском Симбирске была подобна всем окраинным улицам – дёшево и сердито. Летом 1887 года здесь поселился поэт, симбирский уроженец Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835 – 1889). Минаев – явление в русской словесности, как в поэзии, так и в прозе. Его «Дневники темного человека» вдохновляли и повлияли на художественный стиль признанных классиков Михаила Салтыкова-Щедрина и Федора Достоевского. А написанное им, точнее сказать, вольно переведённое с немецкого, стихотворение «окрасился месяц багрянцем…» стало народной песней.

Дмитрия Дмитриевича называли «королём рифмы» и «русским Бальзаком», сокрушаясь, что великий талант был растрачен на фельетоны, эпиграммы и стихи «по случаю». Ну, ещё при жизни поэт остроумно осаживал критиков:

Ты истину мне горькую сказал.

Ну, что же, возвращаю благодарность:

На мелочи талант я разменял,

А ты, как прежде, крупная бездарность…

Дмитрий Дмитриевич родился в Симбирске на Покровской улице, ныне Льва Толстого – в доме, где ныне располагается музей «Симбирская метеорологичечская станция». Его отец, бедный и отчаянный подпоручик, поэт Дмитрий Иванович Минаев-старший (1808 – 1876) сумел очаровать, тайно увести и обвенчаться с богатой невестой Елизаветой Ивахниевной Зимнинской. От родителей Дмитрий унаследовал любовь к поэзии, знание языков и тягу к образованию.

В 1847 году Минаев-старший получил назначение в Санкт-Петербург смотрителем знаменитых Измайловских провианстких магазинов на Обводном канале. Минаев-младший поступил в Дворянский полк - специальное военно-учебное заведение для юных дворян, желавших посвятить себя военной службе. В 1851 году, не кончив курса, он приехал в Симбирск, где с 1849 года опять служил его отец. Здесь 17-летний Дмитрий Дмитриевич стал служить в губернской казенной палате, здесь писал свои первые, получившие известность сатирические опусы, метившие в представителей и представительниц здешнего высшего общества. В 1855 году Минаев-младший уехал покорять Санкт-Петербург, что ему блистательно удалось.

Дом Минаева на первоначальном месте до 1969 года

Дом Минаева после переноса

Начиналась либеральная, насыщенная реформами эпоха царствования императора Александра II. Открывались новые газеты и журналы, смягчались цензурные требования. Литераторы смело бичевали общественные недостатки, находя поддержку у верховной власти, которой приходилось преодолевать мощное сопротивление консервативного дворянства.

В самом начале 1862 года в редактируемом Дмитрием Дмитриевичем журнале «Гудок» увидели свет фрагменты остро сатирической поэмы «Симбирская губернская фотография». Поэма эта будто родилась в один вечер, в конце 1861 года, во время встречи с симбирским приятелем, судебным следователем и начинающим литератором Николаем Соколовским. Друзья заговорили о «провинции», «этом сущем кладе для поэта-сатирика». Соколовский рассказывал, а Минаев тут же рифмовал, умудрившись в двух с половиной сотнях строчек дать характеристики почти полутора сотням самых ярких представителей симбирского света.

Основным вкладом Минаева-младшего в русскую литературу называют «Дневники темного человека», фельетонное обозрение, печатавшееся с февраля 1861-го по август 1864 года на страницах журнала «Русское слово». В «Дневниках», кстати, отразилось немало симбирских эпизодов, о которых Дмитрий Дмитриевич узнавал от земляков и из писем с родины.

Дом Минаева, современный вид

Часто спорят, был ли Минаев-младший юмористом, чутко и чётко державшим «нос по ветру», не выступавшим за разрешённые рамки, или же сатириком, не боявшимся гнева предержащих властей? Он точно был сатириком, рассыпался и осыпал власть экспромтами, которые мгновенно рождались у «короля рифмы» и потом разносились изустно, как эпиграммы Пушкина и Лермонтова:

У Цепного моста видел я потеху –

Черт, держась за пузо, подыхал от смеху:

«Батюшки, нет мочи, умираю, право, –

В Третьем Отделении изучают право.

Право? На бесправье? Эдак, скоро, братцы,

Мне за богословие надо приниматься…

После покушения на императора Александра II в 1866 году Дмитрий Минаев на четыре месяца оказался в Петропавловской крепости. Его экспромт с каламбурами на коронацию императора Александра III в 1882 году:

Нет, я не раб, я не рожден

Трубить о коронации.

Зато вполне я убежден,

Что царь есть кара русской нации

- закончился вызовом в департамент полиции. Впрочем, не менее крепко перепадало от «короля рифмы» и записным либералам, дувшимся и не желавшим признавать мастера бойкого русского слова «своим». Да что там про других, если с родным отцом-поэтом Дмитрий Дмитриевич рассорился в хлам, да так и не успел помириться…

Дмитрий Дмитриевич пил – и люди, сочувствовашие его таланту и знавшие поэта, видели основной причиной его болезненного пристрастия глубокое несчастье в законном браке. За считаные годы до смерти он искренне и глубоко полюбил, и эта любовь была взаимна – Екатерина Николаевна Худыковская, вдова врача, некогда служившего в Симбирске. Но сам поэт был по-прежнему связан семейными узами, ибо развенчание в дореволюционной России было почти невозможным делом. Дмитрий Дмитриевич несколько раз пытался оставить Санкт-Петербург, сбегая то в Винницу, то в Киев, и каждый побег был благотворен.

В 1887 году он окончательно разорвал с постылой Северной Пальмирой, приехав с Екатериной Худыковской в родной Симбирск. На имя любимой женщины был куплен небольшой, в 48,1 квадратных метров и четыре комнатки, дом на Солдатской улице – только так можно было сохранить за ней право на имущество после смерти поэта, дыхание которой он ощущал всё сильнее.

Минаевская улица. Дореволюционный снимок

В 1889 году Дмитрия Дмитриевича не стало. Но уже в 1896 году Солдатская улица была переименована в улицу Минаевскую. В 1957 году дом, в котором жил Дмитрий Минаев, был признан памятником истории. Во время масштабной реконструкции и расширения улицы Минаева в 1969 году дом разобрали, а в 1974-м восстановили, точнее сказать, воссоздали на новом месте, в 70-80 метрах южнее от первоначального местоположения.

«Дом представляет собой внешне непримечательный деревянный флигель», - фиксирует паспорт объекта культурного наследия «Дом, в котором жил и умер поэт-сатирик Минаев Д.Д., 1887-1889 гг.». Примечательна личность поэта. Говорят, что в доме будет создан музей Дмитрия Дмитриевича, первый и единственный в России. Дай-то бог. «Король рифмы» достоин музея и памяти потомков.

Иван Сивопляс

Справка 73online.ru:

Ульяновский исследователь-архивист, краевед Иван Сивопляс стал постоянным автором историко-просветительского проекта «Годы и люди», который повествует об исторических событиях и людях, интересных фактах истории через документы, публикации, фото- и видеохронику, воспоминания очевидцев. Иван Сивопляс работал в Государственном архиве Ульяновской области, является научным сотрудником в музее-заповеднике «Родина В.И. Ленина». Свои краеведческие статьи публикует в СМИ с 1997 года - публикуется как в научно-популярном жанре, так и с серьезными историко-архивными исследованиями. Интересы краеведа охватывают всю историю Симбирского края: как в Симбирск был доставлен пленный Емельян Пугачев, как творил архитектор Феофан Вольсов или как в Симбирской губернии бушевали эпидемии.