Администрация Ульяновска в этом году набрала банковских кредитов почти на миллиард рублей, чтобы расплатиться за ранее взятые. У муниципалитета сейчас висит долг перед кредитными организациями в 3,5 млрд, тогда как зарабатывает он 5 млрд и это предел долговых обязательств, которые Ульяновск может на себя взять. За анализом финансовой политики города 73online.ru обратился к экспертам. По их мнению, перекредитование — нормальная практика, если снижается процентная ставка. Но кредитов могло бы быть меньше, если бы превалирующая часть налогов не уходила федералам.

В конце марта управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации Ульяновска разместило четыре аукциона на открытие невозобновляемых кредитных линий в размере 200, 250, 267,7 и 272 млн рублей. Так мэрия решила погасить уже имеющиеся долги перед банками. Сумма новых кредитов почти равна миллиарду, но вернуть придется больше, учитывая 7,17% годовых, которые предложили победители аукционов. Контракт на самый большой кредит в 272 млн горадминистрация заключила с «Промсвязьбанком», выплатить его планирует за два года, во всех остальных торгах выиграл «Совкомбанк» — кредиты рассчитаны на пятилетний срок. Общая сумма переплаты по четырем договорам составит порядка 300 млн рублей.

Начальник финансового управления мэрии Александр Бармин в ответ на официальный запрос 73online.ru отправил журналиста шерстить сайт своей структуры и сухо прокомментировал, что Ульяновск ведет обдуманную и взвешенную долговую политику, а объем долга находится на «экономически безопасном уровне».

Общий долг Ульяновска перед кредитными организациями составляет 3,5 млрд рублей. В других регионах ПФО ситуация схожая: Самара задолжала банкам 7,2 млрд рублей, Нижний Новгород — 6,8 млрд, Киров — 2,5 млрд, совокупный долг Пензы равен 5,2 млрд.

По мнению председателя контрольно-счетной палаты Ульяновска Натальи Кузнецовой, сравнивать долги городов — некорректно, ведь у всех разная экономическая ситуация. Глава контрольного органа считает, что в долговой политике Ульяновска, предусматривающей перекредитование, нет ничего плохого, все эти процедуры предусмотрены законом и являются обычной практикой. По данным финансового управления горадминистрации, долг перед бюджетами других уровней у Ульяновска весьма скромный в сравнении с займами у коммерческих банков — 271,6 млн рублей. Кузнецова объясняет это сильными ограничениями по сумме и времени. По данным на январь 2021 года, средства из федерального бюджета могут быть предоставлены максимум на 260 дней, а предельная сумма составляет 360 млн рублей.

— Ситуация с бюджетом всегда непростая. У нас не такой доходный регион. Но есть программа привлечения заимствований, погашения долга. Процедура прозрачная, побеждает тот, кто предложит наименьшую процентную ставку. Займы у бюджетов других уровней имеют ограничения по сумме, по времени. Поэтому возможность воспользоваться ими в суммовом выражении меньше, чем у кредитных организаций. И, естественно, город пользуется такими возможностями, — комментирует Наталья Кузнецова.

По закону, муниципалитет имеет право накапливать долг до суммы, равной собственным доходам. По состоянию на декабрь 2020 года Ульяновск заработал 5,3 млрд рублей, так что город пока планку не превысил, но двигается в этом направлении.

«До той поры, пока мы не научимся зарабатывать свои деньги, будем вынуждены жить на заемные. Это вопрос к эффективности организации городского хозяйства», — высказался адвокат и правозащитник Григорий Каленов. Он считает, что если кредит берется для погашения ранее взятых долговых обязательств, то главное — уменьшение процентной ставки. «Это помогает снизить нагрузку на бюджет, ведь платеж уменьшается», — объясняет Каленов.

Председатель комитета по бюджету и налогам городской Думы Игорь Крючков недостаток денег в городской казне списывает на то, что муниципалитет отдает бóльшую часть налоговых отчислений региону и федеральному бюджету. Депутат акцентировал внимание на том, что самый большой кредит в 272 млн рублей администрация взяла для частичного финансирования дефицита бюджета, который «просел» в пандемийный 2020 год. При формировании главного финансового документа на 2021-й отмечался дефицит в 300 млн рублей. Также Крючков отметил, что с помощью четырех новых кредитов покроют долговые обязательства, взятые в 2018-2019 годах на пятилетний срок, потому как ранее ставка была выше — 7,26% вместо 7,17%, которые предложили банки сейчас.

— Мы [депутаты] обращаемся к Законодательному собранию и в Госдуму с предложениями о том, как повысить доходную часть муниципального бюджета. Я впервые избрался депутатом гордумы в 2010 году и могу сказать, что к 2021 году доля муниципалитета в распределении налога на доходы физлиц упала вдвое — большую сумму получает региональный и федеральный бюджеты. А НДФЛ — это один из основных источников дохода города. Ничего не получаем мы с НДС, со штрафов ГИБДД. Если бы даже повысили нашу НДФЛ-долю, то доходы города были не 5 млрд рублей, а как минимум на миллиард больше, — уверен Крючков.

Дарья Гордеева