В Димитровграде резко снизился не только объем инвестиций в экономику, но и оборот коммерческих организаций, деловая активность замерла. Эксперты констатируют, что стараниями димитровградских чиновников в городе атомщиков не стало площадки, на которой бы бизнес мог договариваться с властью и решать проблемы.
Центр стратегических исследований под руководством Олега Асмуса зафиксировал в Димитровграде отрицательную динамику по обороту организаций, которая сохранялась на протяжении всего 2019 года. Так, в прошлом году по этому показателю с 82,2% город занял лишь 23 место в рейтинге социально-экономического развития муниципалитетов. То же самое произошло и в 2020 году - 87,3% за январь-май и 22 место. Тогда как в 2018 году аналитики ЦСИ отмечали пусть небольшой, но все-таки рост показателя - до 103,9%. Так, оборот коммерческих организаций сократился с 52,897 млрд рублей в 2018-м до 43,485 млрд по итогам 2019 года.
Бизнес-омбудсмен Екатерина Толчина говорит, что в последнее время участились обращения от димитровградских предпринимателей, и рассказывает, с какими препонами сталкивается бизнес в городе атомщиков:
- Традиционно часто обращаются по вопросу непогашения долгов. В последнее время участились обращения по поводу потери контакта между предпринимателями и руководством города. Если раньше они озвучивали предложения и решали проблемы на координационном совете при главе города, то в настоящее время координационный совет распущен и нет площадки, где бизнес с властью может говорить и договариваться о решении проблем. Если резюмировать, основные темы в Димитровграде: проблема взыскания долгов, многочисленные проверки и отсутствие диалога между городской властью и бизнесом.
Профессор УлГУ, доктор экономических наук Анатолий Лапин подчеркивает, что комфортная бизнес-среда - это ключ к развитию экономики. Для этого внутри муниципалитета должны сложиться соответствующие условия и предпосылки, без которых ни один указ регионального правительства работать не будет. Налоговых льгот и мер поддержки может быть сколько угодно, но нужно правильно их использовать.
– По одному из пакетов антикризисных мер были рекомендованы нормативно-правовые акты муниципального уровня по льготам. Димитровград – это не особое бизнес-поле, проблемы там такие же, как и везде, но он стал одним из немногих городов, который не принял подобные изменения и льготы, касающиеся в том числе уплаты аренды за муниципальное имущество. Освобождение было принято в большинстве муниципалитетов, но не в городе атомщиков, - вынужден констатировать председатель правления Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов.
Сами местные предприниматели признаются, что им тяжело вести бизнес в городе, в том числе из-за многочисленных проверок:
- Мой бизнес столкнулся с серьезными трудностями. Совершенно некомпетентные, неграмотные люди, которых объединила только месть региональной власти, начинают расправляться с неугодными. В итоге на меня пишут доносы, различные жалобы. Все это отнимает время, каждая жалоба – это проверка. У того, кто ведет свое дело, нет свободного времени собирать все эти бумажки. В такой обстановке работать крайне сложно, - жалуется учредитель и директор ООО "Ростагро", совладелец ООО "Технология" Алексей Якушев. - Вот Крючков (бывший депутат гордумы Димитровграда от КПРФ Сергей Крючков, по суду лишенный мандата - прим. ред.) как-то про меня видеоролик снимал, где пьяный житель Пермского края объясняет, что пшеница взрывается, как динамит, поэтому мы, фермеры, должны сдавать пшеницу после уборки на государственные элеваторы. Но, ребята, никто из фермеров не выживет, если сразу сдаст зерно, потому что во время уборочной зерно стоит копейки. А мы живем за счет того, что храним эту пшеницу до лучшей цены, и только тогда сдаем. Если вы лишите фермеров этого заработка, у вас останутся одни крупные холдинги, а весь остальной бизнес обанкротится. Люди, которые пришли к власти, этого не понимают. Они мыслят другими категориями: как растоптать, раздавить, но не как что-то создать. Вот в чем проблема...
Кирилл Биджанов, Сергей Максимов, Дамир Зарипов