Масштабная реконструкция Ульяновска в преддверии 100-летия Владимира Ульянова-Ленина, отмечавшегося 50 лет назад, в 1970 году, оставила о себе богатое наследие. Его составная и очень важная часть – «въездные ворота» нашего города: речной вокзал, аэропорт, железнодорожный вокзал «Ульяновск-Центральный» и автовокзал.

Преображённый ленинским юбилеем Ульяновск должен был стать крупнейшим туристическим центром – ожидаемый поток туристов определялся астрономической цифрой в миллион человек ежегодно! Соответственно, необходимо было развивать транспортную сеть, способную принять и отправить такое количество желающих, а порты и вокзалы должны были иметь соответствующий вид и уровень сервиса, чтобы не испортить впечатлений от родины Ленина.

Развитие системы пассажирского сообщения и туризма в Советском Союзе было общим «трендом» эпохи 1960–1970-х годов, так называемой эпохи нормативно-планового развития туризма в СССР. Его основными задачами определялось массовое развитие туризма среди трудящихся масс и молодежи, способствующее повышению культурного уровня и укреплению здоровья, воспитанию у советских людей любви к социалистической родине. Эти задачи возлагались на Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов - ВЦСПС. Профсоюзные путёвки, когда от 70 до 100% стоимости тура покрывалось за счёт государства, делали эти задачи вполне реальными.

И не случайно, наверное, что первым почётным пассажиром нового железнодорожного вокзала «Ульяновск-Центральный» 15 апреля 1970 года стал председатель ВЦСПС, член политбюро ЦК КПСС и бывший председатель КГБ СССР Александр Николаевич Шелепин (1918 – 1994). Его называли «Железным Шуриком» – именно он организовал заговор, лишивший в 1964 году власти Хрущева, а в 1967-м едва не лишил власти Брежнева. В Ульяновске Шелепин занимался делами более мирными - проводил международную встречу представителей профсоюзного и рабочего движения, посвящённую 100-летию со дня рождения Владимира Ульянова-Ленина.

Александр Николаевич Шелепин, главный по туризму в СССР

Новый вокзал, рассчитанный на единовременное обслуживание 900 пассажиров, был построен в 1969–1970 годах на месте пригородной железнодорожной станции Киндяковка – зримый знак существенного территориального роста родного города Ленина за пять десятилетий Советской власти. Над привокзальной площадью взмыл высоко вверх девятиэтажный объём гостиницы, встроенный в основное здание вокзала. Часы, отсчитывавшие местное время на фасаде гостиничной башни, некоторое время были единственными башенными часами на родине Ленина – пока в сентябре 1974 года на доме Гончарова не заработали возрождённые старинные городские куранты.

Железнодорожный вокзал «Ульяновск-Центральный», 1970-е годы

Вокзал «Ульяновск-Центральный» проектировал известный советский архитектор, специалист в области строительства железнодорожных объектов Михаил Абрамович Готлиб. Он был автором проекта построенного в 1952 году вокзала Ульяновск-1, который, кстати, считается лучшим творением Михаила Готлиба.

Лозунг, находившийся на фасаде вокзала «Ульяновск-Центральный»

А 16 апреля 1970 года в Ульяновск прибыл для торжественного открытия Ленинского мемориала генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, сокрушивший «Железного Шурика» в аппаратных битвах. Леонид Ильич прилетел на самолёте во вновь отсроенный Ульяновский аэропорт.

В здании Ульяновского аэропорта

Аэропорт пропускной способностью 400 пассажиров в час был построен в 1969–1970 годах по типовому проекту, разработанному Ленинградским филиалом института «Ленаэропроект», силами рабочих башкирского треста «Уфимтрансстрой», как раз перед Ульяновском окончивших строительство аэропорта в родной Уфе – правда, ответственности добавлял «ленинский» характер стройки.

24 марта 1970 года Ульяновский аэропорт был торжественно открыт в присутствии первого министра гражданской авиации СССР, маршала авиации, советского военачальника Евгения Фёдоровича Логинова (1907 – 1970). Это был боевой генерал, вроде нашего земляка Ивана Семеновича Полбина – прошёл войну от начала до конца, лично принимая участие в самых рискованных боевых операциях. Логинова тоже сбивали, и даже за линией фронта: красноармейцы, к которым он вышел, отказывались верить, что видят перед собой «живого» советского генерала.

Министр гражданской авиации СССР маршал Логинов выступает на открытии Ульяновского аэропорта, 24 марта 1970 года

«Быстро и дёшево!» - звучал главный рекламный слоган советской гражданской авиации. Ульяновцев завлекали возможностью в четыре часа долететь до Москвы по цене места в мягком вагоне поезда, ехавшего до столицы 18 часов. Впрочем, и это признавала даже советская пресса, из-за метеоусловий и прочих форс-мажоров время ожидания самолёта порою растягивалось до трёх суток…

Ульяновский аэропорт в 1974 году

Впрочем, первой «ласточкой» грядущей реконструкции в Ульяновске стал открытый в 1965 году Ульяновский речной вокзал. Ещё в 1952 году в Ульяновске, предваряя устройство на Волге Куйбышевского водохранилища, началось строительство нового речного порта. В навигацию 1957 года, в год 40-летия Октябрьской революции, новый речной порт принял первые грузы и пассажиров. Полностью работы по обустройству нового порта были официально завершены в 1961 году.

В Ульяновском речпорту

Именно по Волге, во время навигации, прибывало и прибывает в Ульяновск большинство туристов-посетителей ленинских мест. К ленинскому юбилею предусматривалась возможность единовременного нахождение в речном порту сразу 10-12 пассажирских судов. Пассажирский причал, творение треста «Волгодонгидрострой», вступивший в строй в навигацию 1970 года, оказался «слабее» запланированного, на шесть одновременных швартовок пассажирских теплоходов. Но и эта цифра весьма впечатляет, особенно по нынешним, не больно теплоходным временам.

Теплоходы у причала в Ульяновске, 1970-е годы

Новый ульяновский автовокзал принял первых своих пассажиров 20 апреля 1970 года. Раньше было нельзя, ибо в ожидании визита товарища Брежнева в город вообще старались не пускать посторонних и активно «чистили» его от всяких малопривлекательных, с точки зрения властей, «элементов».

В большинстве городов России автовокзал соседствует с железнодорожным вокзалом. У нас всё делалось не очень практично, зато «на перспективу» и символично. Автовокзал построили в Засвияжском районе, самом стремительно развивавшемся на тот момент и промышленно насыщенным районе Ульяновска. «Автовокзал» рифмуется с «Автозавод» - главным и самым известным промышленным брендом нашего города.

Ульяновский автовокзал

Лёгкость и свет, стекло и бетон - всё в одной юбилейной традиции. Тот, кто впервые попал на Ульяновский автовокзал, должен был чувствовать - он на родине Ленина! Кстати говоря, к 100-летнему юбилею В.И. Ульянова-Ленина Ульяновская область впервые стала обзаводиться приличной сетью автодорог.

В перекладине буквы «А» слова «Автовокзал» на главном фасаде угадывается силуэт автобуса ЛАЗ-695 - главной «рабочей лошадки» советского междугороднего автосообщения, плод трудов рабочих Львовского автозавода: когда-то города Ульяновск и Львов были городами-побратимами.

Иван Сивопляс