Мэр Дмитрий Вавилин рассказал о грандиозных планах по реформе транспортной системы: чтобы стабилизировать размер стоимости проезда, за ближайшие три года всех частных перевозчиков хотят перевести на работу по регулируемому тарифу. Также в Ульяновске введут систему брутто-контрактов сначала для муниципального транспорта, а затем и для всего остального. Это позволит все сборы за проезд направлять в городской бюджет.

В среду Дмитрий Вавилин объяснил журналистам, что пора бороться с регулярными нарушениями перевозчиков комплексно: это и снятие с рейсов автобусов, и несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, и нарушение расписания, и отсутствие доступности транспорта. «Город развивается неравномерно, в отдельных микрорайонах есть проблемы с транспортной доступностью», сказал Вавилин.

Их планируют решать системно. Во-первых, изменят механизмы контроля за рынком путем перевода частного транспорта на регулируемый тариф (город самостоятельно устанавливает предельную величину тарифа и субсидирует выпадающие доходы перевозчикам, исходя из себестоимости их работы - прим.).

Мэрии придется переторговать все 100% коммерческих маршрутов (в настоящее время работает 20 частных перевозчиков). Для начала возьмутся за семь самых популярных маршрутов — торги объявят в начале 2022 года. Полностью перевести частников на регулируемый тариф в планах на 1 июля 2023 года.

Вавилин указал, что работа на автобусах большой вместимости (как в АО «ПАТП-1») по экономическим расчетам убыточна. Тариф составляет 25 рублей, а себестоимость провоза одного пассажира приближается к 50 рублям. Порядка 35 рублей — реальная цена поездки на электротранспорте, сейчас город субсидирует ему выпадающие доходы. А вот убыточность обслуживания горожан автобусами малого класса вместимости предприниматели пока не обосновали.

Во-вторых, перевозку пассажиров в Ульяновске хотят перевести на брутто-контракты. Их суть в том, что теперь появится посредник в лице новой структуры мэрии — МКУ «Организация перевозок», причем не важно, частный это транспорт или муниципальный. То есть вся плата за проезд будет поступать в бюджет, а муниципалитет как организатор — выплачивать деньги перевозчику за километры пробега, а не за число перевезенных людей. Таким образом удастся избежать так называемой «гонки за пассажирами» и деления рейсов на «выгодный и невыгодный».

Однако этот механизм, как и регулируемые тарифы, несет бюджетные риски — если формировать выгодные для перевозчиков условия, то нагрузка на местный бюджет возрастет, ведь придется оплачивать каждый маршрут вне зависимости от собранных средств. Есть вероятность, что не всю плату с пассажиров удастся собрать новоиспеченной структуре. Также чиновникам придется найти золотую середину между собственными финансовыми возможностями и запросами перевозчиков.

— Мы будем переходить на брутто-контракты по всем маршрутам в течение трех лет. С 1 апреля 2022 года мы переведем на эту систему МУП «Ульяновскэлектротранс». С 1 июля предполагаем выставить на торги обслуживание АО «ПАТП-1», — пояснил Дмитрий Вавилин. За частные маршруты возьмутся с 2023 года. Завершить реформу градоначальник надеется к концу 2024 года.

Он признался, что отношения с перевозчиками складываются непросто, и на все планы мэрии частники реагируют негативно: город недоволен их работой и массовыми нарушениями, а бизнес озабочен наращиванием собственной прибыли и переживают за свое будущее. Мэр сказал, что эти опасения справедливые - не исключено, что на новые условия администрации зайдут предприниматели из других регионов.

В-третьих, в перспективе на ближайшие 3-5 лет задумано взяться за обновление подвижного состава — перейти от автобусов малого класса на авто средней и большой вместимости, также продолжить обновление вагонов МУП «Ульяновскэлектротранс».

Начальник организации транспортного обслуживания управления дорожного хозяйства Ульяновска Геннадий Шакиров рассказал, что в планах у города со следующего года начать менять маршрутно-транспортную сеть. Сейчас коэффициент дублированности в четыре раза превышает норму. Некоторые автобусы повторяют маршрут друг друга на 45%. Изменения коснутся также трамваев и троллейбусов.

По стандартам качества регионального Минтранса, время ожидания любого вида транспорта не должно превышать 15 минут. В часы пик — не более 10 минут. Поэтому город должен увеличивать количество автобусов и объединять некоторые маршруты. Также придется сделать больше отановочных пунктов. По нормативам от дома до остановки расстояние должно составлять не более 500 метров для жителей многоквартиных домов и примерно километр — для тех, кто живет в частном секторе. Сейчас разработаны две новые транспортные модели, удовлетворяющие этим требованиям, и мэрии предстоит найти оптимальный вариант. Проект документа транспортного планирования после подготовки будет опубличен на сайте горадминистрации за месяц до принятия, его представят для общественного обсуждения. Вавилин пообещал, что изменения будут «не революционными, а эволюционными».

Для того, чтобы проводить все перечисленные реформы, в мэрии создана новая структура – МКУ «Организация перевозок», которую возглавил депутат Владимир Фадеев. Глава города пояснил, чем был мотивирован выбор директора, учитывая, что транспортом он никогда не занимался. Градоначальник назвал Фадеева человеком «с государственным мышлением», а его главным преимуществом считает независимость и отсутствие аффилированности. «Рынок перевозчиков монополизирован сегодня и влияние перевозчиков на те или иные процессы оказываются. Поэтому нам нужны независимые люди», - пояснил Вавилин.


Сам Фадеев сообщил, что намерен отслеживать проблемы дорожно-транспортной сети, аккумулировать собранные за проезд средства по брутто-контрактам, также на МКУ возложат функцию контроля за состоянием и работой общественного транспорта. Сейчас за перевозчиками следят сотрудники управления дорхоза, но, вероятно, недостаточно эффективно: «На просторах интернета появляется много фотографий грязных автобусов, также на рейсы выходят ржавые авто».

По его мнению, нужно переходить на безналичную оплату, что позволит «обелить» зарплаты и налоги. Правда, когда именно стартует реформа, он пояснить не смог, новая эффективная «бескондукторная» система еще в процессе обсуждения.

Дарья Гордеева