Сегодня 55-летний юбилей у дирижера Ульяновского симфонического оркестра «Губернаторский» Эдуарда Дядюры. Его профессия — сцена! Он привык, что по мановению его палочки музыка «плачет», «смеется», «грустит». Стоя за дирижерским пультом, он способен вызывать слезы, радость, тихую печаль ценителей высокой классики. Поэтому в юбилей маэстро мы будем много говорить о музыке и таланте. И совсем чуть-чуть о том, что вдохновляет музыканта творить и любить в наше нелегкое время.

— Хотелось бы начать наше интервью с профессиональных вопросов: как вы выбираете репертуар?

— Во-первых, обращаю внимание на произведения, которые давно не были в репертуаре. Во-вторых, стараюсь включать в концерты хиты классики. Из новых направлений — это симбиоз оркестра и хоровой музыки. Это опера, кантата, месса. Получается интересное звучание, которое зрителям очень нравится. Но, пожалуй, самое популярное в последнее время — это исполнение оркестром популярных хитов. Зрители с удовольствием слушают, например, Queen. В планах включить в репертуар популярную музыку 90-х.

— Как вы строите отношения с музыкантами оркестра?

— Эти отношения построились чуть ли не с первого дня моего прихода в оркестр. Мы одна сплоченная команда, которая взаимодействует в модальности дружбы, взаимопонимания и поддержки друг друга.

— Что для вас важнее — точность исполнения или эмоциональная выразительность?

— Важнее всего для меня соблюсти баланс между точностью исполнения и эмоциональной выразительностью. Но если все-таки выбирать, то скорее мне ближе музыкант, который играет эмоционально, с куражом, удовольствием. Зрители всегда чувствуют эмоции исполнителя и заряжаются его энергетикой. Это взаимодействие очень важно. Это похоже на эмоциональную волну, которую трудно поймать... Но если она есть, то значит концерт состоялся.

— Как вы мотивируете оркестр во время сложных репетиций?

— Наша основная мотивация — «зажечь» зрителя. Для этого мы много часов репетируем, оттачиваем каждую ноту, стараемся, чтобы оркестр звучал, как единое целое. Для любого артиста главная мотивация, чтобы зритель пришел на твое выступление еще раз. А потом еще раз...

— Какие качества отличают хорошего дирижера от гениального?

— Гениального дирижера отличают от хорошего гениальность (смеется, — прим. ред.). А если серьезно, то любой дирижер, прежде всего, хороший менеджер. Его гениальность заключается в том, чтобы в оркестре были прекрасные музыканты и хорошие спонсоры. То, что вы, видимо, имеете в виду под словом «гениальность» — это, скорее, относится к композиторам, которые пишут гениальную музыку, которых помнят многие годы.

— Если бы не стали дирижером, то кем были бы?

— Я бы стал футболистом. С детства люблю этот вид спорта, до сих пор с удовольствием выхожу на поле со своими друзьями.

— Ваше настроение: минор или мажор?

— Минор! Годы бегут так быстро, что не успеваешь осознать, что тебе уже 55. Хотя, конечно, это очень крутая дата! Но все равно жалко, что время уходит так быстро.

— А сценарий вашего праздника: форте или пиано?

— Пока нет готового сценария. Сейчас я с семьей отдыхаю на своей маленькой даче в Крыму, и пока еще мы не определись, как будем отмечать юбилей. Но любой юбилей — это одновременно и форте, и пиано. Думаю и посмеемся, и вспомним что-то грустное...

— Вы поете в душе?

— Музыки так много в моей жизни, что в душе я не пою. Я люблю караоке, вот там с удовольствием пою песни из репертуара Крутого, Николаева, Паулса.

— Смогли полюбить Ульяновск?

— Когда приехал в Ульяновск из Москвы, то как будто попал в другой мир. Но со временем я полюбил город: его тихие улочки, купеческие дома, бескрайнюю Волгу, два моста... Мы с женой полюбили вечерние прогулки по городу. Но главное: у меня есть мой оркестр, с которым мы живем в одном ритме. Я не жалею, что приехал сюда.

— У вас есть семейные традиции?

— Мы всей семьей собираемся на Новый год, вместе проводим лето.

— Что надо вам подарить, чтобы подарок запал в душу?

— Пожалуй, я бы обрадовался хорошей книге и диску с любимой музыкой.

Минорное настроение — грустное, мажорное — бодрое, веселое. Форте — громко, в полную силу звука, пиано — тихо.

Фото из личного архива Эдуарда Дядюры

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online

Ирина Ермолаева