В лихой биографии бывшего главного энергетика Дагестана, а ныне директора УльГЭС Муртазали Гитинасулова стало одним остросюжетным эпизодом меньше. Топ-менеджер, некогда переживший покушение, а потом засветившийся в драке в одном из махачкалинских ресторанов, сумел добиться прекращения своего дела о мошенничестве — Гитинасулова обвиняли в хищении более 2,5 млн рублей. Преследование прекратили также неожиданно, как и начали — по крайней мере, так это выглядит со стороны.

Муртазали Гитинасулов возглавил «Ульяновскую городскую электросеть» в мае прошлого года. До этого он работал директором «Дагэнерго», руководителем Агентства по энергетике Дагестана, управляющим директором АО «Дагестанская сетевая компания». Считалось, что Гитинасулов — протекция замгубернатора Ульяновской области по внешним связям Абдулгамида Эмиргамзаева. Они старые знакомые — оба из Дагестана, к тому же в прошлом созыве Госдумы вице-губернатор был членом комитета по энергетике.

Назначение Гитинасулова в МУП «УльГЭС» вызвало широкий резонанс: у нового директора оказалась непростая биография. В 2009 году Гитинасулов пережил покушение во время поездки из Дербента в Махачкалу. Восемь человек были ранены во время обстрела — охранники, водитель и другие. В 2018 году, как писали «Аргументы и факты», топ-менеджер стал участником потасовки в ресторане «1000 и 1 ночь» в Махачкале.

Самый свежий скандал, итог которого подвели только на днях, произошел в 2021 году — Гитинасулова задержали по подозрению в особо крупном мошенничестве (часть 4 статьи 159 УК РФ, до десяти лет лишения свободы). Кировский районный суд Махачкалы отпустил его под залог в 2,5 млн руб.

Осужден спустя десять лет

Поводом для возбуждения уголовного дела стал эпизод от 2012 года, когда Гитинасулов руководил филиалом ОАО «МРСК Северного Кавказа — Дагэнерго». По версии следствия, Гитинасулов похитил деньги, выделенные на реконструкцию высоковольтных линий в Цумадинском районе Дагестана. Якобы руководитель обеспечил победу в соответствующих торгах определенной компании. Она представила поддельные сведения о стоимости и объемах работ, которые, помимо прочего, не были выполнены к указанному в договоре сроку. В декабре 2012 года организации перечислили 6,43 млн, при этом часть работ на 2,655 млн осталась невыполненной. Потерпевшей стороной по делу признали ПАО «Россети Северный Кавказ» — правопреемника МРСК.

До суда дело добралось только спустя десять лет. Гитинасулов признал вину, раскаялся, возместил половину причиненного ущерба — и в декабре 2022 года получил три года лишения свободы условно.

Однако очень скоро в деле произошел новый поворот: топ-менеджер, не отрицавший в первой инстанции свою причастность к хищению, неожиданно подал апелляцию, не согласившись с решением.

Приговор отменить, преследование прекратить

Верховный суд Дагестана рассмотрел жалобу Гитинасулова 31 января — и принял решение в пользу топ-менеджера.

— Суд прекратил дело в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, — сообщила 73online.ru руководитель пресс-службы Верховного суда республики Зарема Мамаева.

Адвокат Гитинасулова Аида Касимова (на фото) говорит, что просила о таком решении еще в первой инстанции, но суд этого не сделал.

— Тогда мы выбрали позицию признания вины, потому что иначе судебное разбирательство заняло бы гораздо больше времени — следствие и так затянулось на два года. После мною была подана апелляционная жалоба, Верховный суд принял изложенные там доводы и прекратил и уголовное дело, и уголовное преследование, — говорит адвокат.

Чем вызвано внезапное задержание Гитинасулова спустя почти девять лет после события преступления, для защитника загадка: «Это серьезные игры, на более высоком уровне». По словам г-жи Касимовой, недостачу 2 миллионов обнаружили после ревизии еще в 2018 году, за несколько лет до возбуждения дела, и Гитинасулов тогда сам направил потерпевшей стороне письмо с запросом, куда отправить деньги. Эти документы предъявлялись суду, говорит адвокат — именно поэтому, в частности, в 2021 году Гитинасулова отпустили под залог, несмотря на резонанс истории.

По словам Аиды Касимовой, никаких юридических последствий для ее подзащитного по итогам этого дела не наступило — формально он является несудимым. Тем не менее ущерб Гитинасулов возместил полностью. «Он считает себя виноватым, что все-таки не довел выявленный факт [недостачи] до конца», — заявила адвокат.

Андрей Семёнов

Фото на главной: МУП «УльГЭС»