В Ульяновской области в этом году — небывалое количество двоек за ОГЭ по математике. В гимназии №1 впервые «лебедей» получили сразу 12 учеников, такие же результаты в лицее №20 и гимназии №2. Вероятными причинами низкого результата называют чехарду с дистанционным обучением, переход на триместровую систему и затяжные каникулы. В итоге дети не смогли набрать даже 8 баллов, достаточных для тройки. В профильных ведомствах родителей просят сохранять спокойствие.

В редакцию 73online.ru обратились возмущенные родители девятиклассников, не сдавших ОГЭ по математике. «У нас в классе проходной балл смогли набрать только 5 учеников. У остальных – двойки. Дети говорят, что были очень сложные задания, которые они не проходили», – жалуются родители. По их словам, школьники теперь не настроены на ЕГЭ: мол, если в 9-м классе такое, то что же будет дальше.

В профильных ведомствах – управлении образования Ульяновска и министерстве просвещения региона – официальную статистику по количеству неудовлетворительных результатов не дают. Говорят, что подсчеты еще ведутся, да и результаты пока не окончательные – впереди пересдачи. 16 июня всем двоечникам будет дана вторая попытка, 2 июля – третья. Самых сложных учеников ждут еще три попытки сдать ОГЭ в сентябре.

По мнению учителей, нынешний результат ожидаем, и на него повиляли несколько факторов. «В моем классе двойки по математике получили 6 человек, но это предсказуемый результат. Я слышала, что таких оценок действительно очень много во всех школах, даже в гимназиях. Думаю, что такой результат сложился по нескольким причинам. В прошлом году изменили КИМы (контрольно-измерительные материалы), задания стали сложнее. Огромную роль сыграли дистанционное обучение, долгие каникулы в октябре и мае, переход на триместровую систему. Да и дети надеялись, что ОГЭ снова отменят», — говорит классная руководительница одного из 9-х классов ульяновской школы.

Директор гимназии №1 Алексей Клоков пришел в ужас от количества двоек по математике в его учреждении. Впервые неудовлетворительную оценку по этому предмету получили сразу 12 гимназистов из 127 сдававших. «Мне пришлось откачивать профильных учителей, когда они узнали о таких результатах. Мы были в шоке. В 20-м лицее тоже 12 двоек. Во второй гимназии около 12-13», — рассказывает Клоков. Такой результат стал неожиданным для всех, и директора сейчас поддерживают друг друга. «Когда разговаривал с руководителем 20-го лицея, она мне сказала, что ей стыдно за свою работу. А когда я сообщил, что у нас такая же ситуация, ей стало немного легче», — смеется директор. По мнению Клокова, всему виной сложные задания, которые оказались не под силу даже гимназистам.

Замдиректора по учебно-воспитательной работе 1-й гимназии Светлана Рудак считает, что дело все же не в сложных заданиях.

— Основная причина — дистанционное обучение. Большая часть программы по тем заданиям, которые даются в ОГЭ, проходится в 8-м классе, а вы сами помните, какая ситуация у нас была в прошлом году. Вторая причина — не все дети серьезно относятся к этому экзамену и готовятся должным образом. Третья — родители не прислушиваются к педагогам и закрывают глаза на то, что дети не готовятся. Ну и, конечно, недоработка самих педагогов. Что касается сложности заданий — это не основная причина. Дети, которые занимаются системно, сдали ОГЭ без проблем. 12 двоек для нас настоящее ЧП, — говорит Рудак. Она также пояснила, что до 16 июня в гимназии в ежедневном режиме проводятся усиленные консультации по предмету.

Президент Фонда общественных исследований «РАПИР» Дмитрий Травкин (лауреат конкурса «Учитель года» 1994 года) считает, что проблема гораздо глубже:

Думаю, сравнительно низкий результат ОГЭ есть следствие пандемии и изменения режима. Математика требует очного изучения. Нынешнее поколение другое, с клиповым мышлением. А математика — это та наука, которая учить думать, мыслить. Наряду со сложившейся ситуацией это привело к деградации преподавательской системы в целом. Это особенно обидно, потому что в СССР такие науки, как математика и физика считались фундаментальными и всегда были визитной карточкой, — считает Травкин.

Отметим, что подобная ситуация с ОГЭ по математике сложилась не только в Ульяновской области. Родительские чаты всей страны пестрят сообщениями о том, что дети не сдали этот предмет. Сложности возникли, например, в Воронежской области, Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Елена Скворцова