Чиновники, депутаты и простые жители Ульяновска продолжают обсуждать проект альтернативной котельной, на который город перейдет летом следующего года. Сотрудники ПАО “Т плюс” решили показать, почему этот проект Ульяновску жизненно необходим, на конкретных примерах и пригласили для этого корреспондентов 73online.ru на экскурсию по ТЭЦ-1.

Экскурсоводами выступили директор филиала "Ульяновский" ПАО "Т Плюс" Марат Феткуллов и технический директор ТЭЦ-1 Сергей Медведев.

- Наша теплоэлектростанция - старейшая в Ульяновске, она работает с конца сороковых городов и обеспечивает теплом и электроэнергией примерно 50% ульяновцев, чуть более 1500 жилых домов на правом берегу, - рассказал Сергей Медведев. - Работаем мы качественно, стабильно поддерживаем на выходе со станции нужную температуру воды (сегодня это 67 градусов), отклонения плюс-минус - не более 3%. Это хорошие показатели на фоне других регионов.

Марат Феткуллов слова своего техдиректора подтвердил:

- В системе ПАО “Т Плюс” ульяновский филиал стабильно в числе лучших. У нас много лет не было серьезных срывов, более того, я уже лет пять не слышал от ульяновцев жалобы на недогрев, наоборот, бывают замечания о перегреве. Но тут нас надо понять: мы по СанПину не можем выпускать воду холоднее 60 градусов, поэтому если в микрорайоне хорошие теплосети и вода доходит до батарей без значительных потерь тепла, то в аномально теплую погоду, которая установилась в Ульяновске пару дней назад, небольшой перегрев неизбежен. Точнее, избежать-то его легко - в домах надо устанавливать “погодники”, которые будут регулировать поступающее тепло в соответствии с погодой. Но ульяновцы, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев на новые технологии тратятся не спешат, предпочитая регулировать тепло в квартире, открывая балконы и форточки. В результате они потом переплачивают за тепло, которое не используют. Это, кстати, наша главная проблема - нет в городе высокой цены за тепло, есть неэффективное использование тепла, которое сказывается на его стоимости.

Марат Феткуллов, во время прогулки по станции, развил эту тему, отвечая на очевидный вопрос - если все работает хорошо, то зачем что-то менять, придумывая какие-то “альткотельные” и “новые ценовые зоны”?

- Работаем-то мы хорошо, а вот развиваемся плохо, - сказал директор ульяновского филиала. - Ульяновские теплосети изношены на 70%, если их не начать модернизировать прямо сейчас, то через год-три-пять мы просто получим коммунальный коллапс. Представьте себе его последствия в отопительный сезон, когда на улице морозы, скажем, градусов в тридцать. Причем мы у себя, на электростанции, готовы к любому коллапсу, даже если у нас турбины перестанут работать, мы включим резервные котлы и за три часа поднимем температуру воды до нужного уровня. А что мы будем делать, если у нас от старости и износа лопнут теплосети? У проекта “альткотельной” простая и неотразимая аргументация: нам деваться некуда, Ульяновску просто необходимо модернизировать свою теплосистему, не дожидаясь большой беды.

Марат Феткуллов рассказал о планах модернизации существующих теплосетей и строительства новых: 11,6 километров в следующем году, 37,5 км в 2021-м… Плюс установка новой турбины на ТЭЦ-1 (существующие работают с 60-х и их по нормативам тоже пора менять).

- Если говорить откровенно, то средства на модернизацию вам, тепловикам, кроме как с населения взять больше неоткуда. Поэтому называть проект можно хоть “алькотельной”, хоть “новой ценовой зоной”, но по сути это просто рост тарифов на тепло. Верно?

- Это смотря для кого, - ответил Марат Феткуллов. - Для тех, кто сегодня платит за тепло 1-1,5 тысячи рублей, - да, будет рост на 6%, а для тех, кто и сейчас платит по 2000, вообще ничего не изменится. Если говорить совсем уж откровенно, то можно даже по районам примеры привести. Вот, например, Новый город, где в конце восьмидесятых положили качественные теплосети, которые и сегодня работают прекрасно, - там повышения не будет, а скажем, в районе Аблукова-Артема, где инженерия в таком состоянии, что в подвалы домов заходить страшно, люди получат платежки с другими цифрами. Но такие районы мы, естественно, начнем модернизировать в первую очередь и по нашей программе лет через пять стоимость тепла там начнет снижаться за счет, собственно, модернизации и установления “погодников”.

Есть мнение:

Алексей Храпков, директор департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики РФ:

- Качество состояния основных объектов систем теплоснабжения на сегодняшний день ставит перед нами вызовы технического характера, связанные с устареванием оборудования. Объёмы перекладки сетей в год должны составлять минимум 4%, а в стране в целом перекладывают менее 2%, да еще с динамикой уменьшения этого показателя. Это все проявляется в увеличении потерь энергии на теплосетях, росте повреждаемости. Происходят повреждения не только на сетях, но и на источниках. Одновременно ухудшается качество и надежность теплоснабжения. Модель альткотельной, это в первую очередь, изменение системы отношений в сфере теплоснабжения, в которой потребителю выгодно заниматься повышением эффективности потребления тепла, так как цена на тепло не зависит от фактического объема реализации тепла регулируемой организацией, в отличие от сегодняшней системы в которой при определении тарифов, регулируется выручка организаций, то есть тариф, умноженный на объём потребления. В новой модели все, что экономит потребитель – останется у него, и повышения цены от снижения поставки тепла у регулируемой организации не будет. При этом следует отметить, что, как и сейчас, региональная власть полностью сохраняет контроль за ценообразованием на тепло (единая теплоснабжающая организация (ЕТО) не может установить цену на тепло выше установленной регулятором), а потребитель защищен ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги.

Дмитрий Фельдман, глава г. Рубцовск:

- У нас было достаточно много проблем в сфере теплоснабжения, в целом энергетический комплекс Рубцовска был проблемным. Состояние станций и тепловых сетей было в удручающем положении, поскольку этим всем занималось муниципальное предприятие и сторонний инвестор. Денег на ремонт и на восстановление всей системы не хватало. Надёжность энергетического комплекса была настолько низкая, что гарантировать нормальное прохождение отопительного сезона никто не мог. В 2015-2016 годах была реальная угроза, когда на складах оставалось угля на восемь дней. Про нормативные запасы и говорить не приходилось. Прежнее тарифообразование фактически не позволяло радикально изменить ситуацию с теплоэнергетикой в городе. Только новый метод «альткотельной» давал перспективу вложений инвестиций на более длительный период - в течение 10-15 лет. Первое и самое главное, что получили жители Рубцовска – это надёжную сферу теплоснабжения. Период 2017-2018 годов показал, что стабильность энергоснабжения кратно увеличилась. То есть мы за это время не имели серьезных аварий. Во-вторых, практически отсутствовали жалобы из районов города на некачественное тепло, что прохладно в квартирах или в социальных объектах. Теперь город имеет обновленную систему энергоснабжения и достаточно высокую надёжность всей системы.

Александр Стрельцов