Впервые Наталья Никонорова побывала в ульяновском театре еще в детстве, когда вход в здание был со стороны улицы Советской, ныне Спасской. С тех пор в жизни театра многое изменилось, а Наталья Александровна стала заслуженным работником культуры РФ и директором учреждения, которое получило имя Ивана Гончарова. Обо всем этом, а также об изменениях в репертуаре театра, о знаменитых актерах и режиссерах ульяновской сцены и масштабном ремонте здания, которому вернули лепнину и хрусталь, Наталья Никонорова рассказала в интервью проекту «Годы и люди».

- Наталья Александровна, расскажите, как вы впервые побывали в ульяновском театре? Какой была та сцена, какие эмоции вы испытывали, когда посетили театр в первый раз?

- Мне очень повезло: мама любила театр. И впервые привела меня на сказку, когда мне было лет пять. Позже, уже в старших классах, мы с подружкой бегали смотреть классику на сцене. Тогда вход в театр был со стороны улицы Советской (сегодня Спасской), у входа висели круглые часы с огромными стрелками. В старших классах самым ярким театральным впечатлением стал спектакль Петра Монастырского «Валентин и Валентина» по известной пьесе Михаила Рощина. Главные роли в нем играли юные Зоя Самсонова и Борис Александров. Я влюбилась в героя Бориса Владимировича - Валентина на всю жизнь. Может быть, эта влюбленность и привела меня в театр.

Ульяновский драматический театр со стороны улицы Спасская (тогда - Советская) в 1960-е:

Театр до реконструкции, 1960-е:

- А какие спектакли пользовались наибольшей популярностью в то время?

- Это было славное время, когда главным режиссером Ульяновского драматического театра была Вера Андреевна Ефремова. Сегодня – руководитель Тверского академического театра драмы, народная артистка РФСФР, лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского, имеющая бесчисленное количество знаков признания и наград, в том числе: орден Дружбы народов, орден Почета и орден «За заслуги перед Отечеством IV степени. У Веры Андреевны вышла книга «Поиски сути», в которую вошли и страницы ее творчества в Ульяновске. Ее любовью всегда была классика: она поставила на ульяновской сцене «Маскарад» Лермонтова, «Униженные и оскорбленные» Достоевского, «Бешеные деньги» Островского, открыла для ульяновского зрителя драматурга Эдуарда Володарского («Долги наши») и Михаила Шатрова («Лошадь Пржевальского). Но главная ее заслуга – это создание легендарной труппы: Глеб Юченков, Юрий Заборовский, Лия Радина, Александр Чуйков, Клара Шадько, Зоя Самсонова, Борис Александров, Алексей Дуров и другие.

Глеб Юченков:

Лия Радина:

- Как вы думаете, изменились ли предпочтения аудитории за прошедшие десятилетия?

- «Все течет, все меняется». В жизнь постоянно внедряется новое. Когда-то телевидение было «на одной кнопке», и мы не знали, что такое Интернет. Жизнь ускоряется, требует других решений, тем, спектаклей… И театр менялся вместе со своим зрителем. Был период необыкновенного взлета при молодом творческом лидере Юрии Галине. Тогда в труппу пришли со студенческой скамьи Валерий Шейман и Валентина Савостьянова, Ирина и Александр Таза, Игорь и Татьяна Ливановы. Галин пригласил в театр талантливых молодых режиссеров Модеста Абрамова и Александра Гукленкова. Появились спектакли: «Орфей спускается в ад», «Мамаша Кураж и ее дети», «Васса Железнова», «Коварство и любовь», «В день свадьбы», «Красное и коричневое». На фестивале «Немецкой драматургии в России» Клара Шадько получила главную премию за создание образов Кураж и Мильфорд в двух спектаклях: «Мамаша Кураж» и «Коварство и любовь».

- Наталья Александровна, помните ли вы то, как проходила реконструкция здания драматического театра в конце 1960-х?

- Я ее не застала, пришла в театр в 1973 году. Рассказывали, что при реставрации стен в зрительном зале обнаружилось множество пустых бутылок, которые способствовали хорошей акустике. Оставили их в период ремонта или нет – никто не знает. Тогда приветствовался аскетизм: ложи в зрительном зале замуровали деревянными панелями, люстры сняли. Должно было пройти сорок лет, чтобы пришло понимание - в старом театре было не так плохо.

Проект реконструкции здания театра. Архитектор Н.Н.Медведев (Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина»).:

Театр в 1970-х:

- В каком состоянии находилась симбирская сцена в период перестройки? Как драматический театр пережил нелегкие 90-е годы?

- Это было самое начало большого, длиною в полвека, периода творчества на ульяновской сцене Юрия Копылова. Новый художественный руководитель стал строить свой театр, театр высокой драматургии. Шекспир, Сартр, Гауптман, Мольер, Чехов, Гончаров. Зрители несколько лет привыкали к 4-х, а то и 5-ти часовым спектаклям мастера. Но в середине 90-х у режиссера Копылова уже были свои почитатели, приглашения на международные и российские фестивали, восхищенные критики, гастроли в столицу, премии и почетные звания.

Открытие музея Ю. С. Копылова:

- В эти годы вы занимались организацией гастролей столичных артистов. С какими известными актерами и режиссерами вам доводилось работать, были ли какие-то сложности?

- Да не было никаких сложностей. Была просто работа, которой наш театр занимается и сегодня: приглашаем известных артистов на фестивали, реализуем проект «Встречи для талантливых зрителей». Его открывал Михаил Козаков - народный артист всея Руси. Потом были встречи с другими замечательными артистами: Александром Михайловым, Ириной Мирошниченко, Дмитрием Назаровым, Романом Карцевым, Юрием Стояновым, Игорем Ливановым, Эвклидом Кюрдзидисом. А, если говорить об известных режиссерах, горжусь, что имела счастье общаться во время гастролей Вахтанговского театра с Римасом Туминасом, в период гастролей Малого театра России с Юрием Соломиным, Армен Джигарханян подарил мне пять дней прекрасного общения, Марк Розовский часто приезжает со своими спектаклями. Фестиваль «Золотая Маска», который привозит к нам лучшие спектакли каждый сентябрь пять лет подряд, подарил возможность общения с Игорем Костолевским, Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой, Валерием Фокиным, Камой Гинкасом, Генриеттой Яневской, Ириной Пеговой, Елизаветой Боярской (боюсь кого-то забыть). Это общение – подарок судьбы. И для ульяновских зрителей, в первую очередь.

- Вы вступили в должность директора драматического театра в 2007 году. Какой была театральная жизнь Ульяновска в то время?

- Интересной, как всегда. Выпускались премьеры, праздновались юбилеи мастеров – все шло своим чередом. Перемены наступили, когда губернатором Ульяновской области стал Сергей Иванович Морозов. Сразу после выборов он пришел в театр, заглянул в каждое помещение – от музейной части до актерских гримерных. И началось! Было принято решение о серьезном ремонте сцены и зрительного зала, фойе. Восстанавливали лепнину, хрусталь, все, как в старом театре. Сергею Ивановичу принадлежала идея присвоить театру имя Ивана Александровича Гончарова. Не все однозначно отнеслись к этой идее. Но вскоре президент России издал Указ о праздновании 200-летия Гончарова. Мы попали в план мероприятий как федеральная площадка. Организовали и пять лет успешно проводили международный театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене», на который съезжались все «Обломовы», «Обыкновенные истории» и «Обрывы» мира. При поддержке Министерства культуры России выпустили три спектакля по Гончарову и побывали с ними на гастролях в Москве и Санкт-Петербурге. Проект назывался «Трилогия страсти».

- Как изменился театр в период вашего руководства?

- Хочется надеяться, к лучшему. Театр стал ездить на фестивали и гастроли не только по России, но и за рубеж. Нас узнали и полюбили в Израиле, Дании, Армении, Чехии, Луганской республике, куда театр до пандемии приглашали каждый год. Наш театр - постоянный участник театральных форумов в Сочи, Владимире, Вологде, Самаре, Пензе. В год театра участвовали в фестивале «Русские сезоны на Кипре». С нашими актерами любят работать известные и молодые режиссеры. Спектакли Сергея Морозова, Владимира Золотаря, Искандера Сакаева приносят театру фестивальные награды. Постановка Олега Липовецкого «Капитанская дочка» была отмечена экспертами «Золотой маски» и вошла в 2018 году в лонг-лист фестиваля.

До этого, в 2014 году Национальную театральную премию «Золотая маска» получила наша замечательная актриса, народная артистка РФ Клара Шадько, а в 2016 году «Золотой маски» был удостоен губернатор Сергей Иванович Морозов «За поддержку театрального искусства».

Кларина Ивановна Шадько в спектакле «Свой остров», 1971 г.:

В память о выдающемся мастере сцены и педагоге, молодые актеры получают Губернаторскую стипендию имени Бориса Александрова. Главной премией фестиваля Ульяновских театров «Лицедей» является Губернаторская премия «Продвижение». В конце прошлого года была учреждена еще одна премия «Легенда сцены», которую Сергей Иванович вручил Кларине Ивановне Шадько. В период карантина был скорректирован план государственных заданий и восстановлены, так называемые, «выпадающие доходы». И, главное, ни один работник театра не потерял в зарплате. Справедливости ради, следует отметить, что и мы постарались использовать ситуацию в интересах зрителей. Когда театру разрешили репетировать, мы подготовили к началу юбилейного 235-го сезона 4 спектакля. А всего за 2020 год выпустили 9 новых постановок.

Открытие 235-го сезона:

- Можно ли назвать Ульяновск «театральной» или же «культурной» столицей Поволжья?

- Безусловно.

Подготовила Валерия Февралёва для проекта 73online.ru "Годы и люди"

Декабрь 2020 г.

Источники фото: vk.com/brandergofer, Ульяновский драматический театр, https://chronograph.livejournal.com/356210.html, wikipedia.org, www.uldramteatr.ru, ulkraeved.livejournal.com/35530.html