Одно из крупнейших полиграфических предприятий не только региона, но и России, перешло в руки московского магната Дениса Избрехта за почти 5 млрд рублей. Какая судьба его ждет? Есть ли основания под слухами об увольнении бессменного руководителя «Дома Печати», Заслуженного работника культуры РФ Юрия Вихалевского? 73online.ru поговорил с ним о судьбе ульяновского филиала и о его собственных планах. По словам топ-менеджера, перепрофилирования типографии не ожидается – она продолжит работать в прежнем режиме и при новом владельце.

Юрий Вихалевский с детства любил книги. Не поступив в летное училище, пошел работать в типографию, а в 1974 году окончил Московский полиграфический институт.

Вихалевский – более 50 лет в профессии. Девятнадцать из них посвятил становлению полиграфического производства в Республике Азербайджан. Начинал карьерный путь механиком переплетного цеха, стал топ-менеджером, но в 1990 году, после «Черного января» и этнических беспорядков, уехал из Баку. На базе небольшой типографии «Ульяновская правда» он фактически с нуля создал крупнейший полиграфический комплекс – «Дом Печати» стал одним из лучших предприятий отечественной печатной промышленности с мощным коллективом, который вырос с 256 до 1000 сотрудников, работающих на самом современном оборудовании.

Сохранение и развитие предприятия в то время, когда индекс промышленности достиг дна — это, прежде всего, личная заслуга директора Юрия Вихалевского. Человека, для которого «Дом печати» – это и есть дом. Среди современных менеджеров сложно найти профессионала, который бы, как Вихалевский, знал свое дело настолько глубоко – каждую машину, каждую тонкость печатного и книгоиздательского дела.

— В свете того, что ульяновский «Дом Печати» перешел в собственность АО «Первая Образцовая типография»*, всё чаще циркулируют слухи о вашей вероятной отставке. Многие отправляют вас на заслуженный отдых. Что думаете об этом?

— Не дождутся! Руковожу предприятием 33 года, технически перевооружал его три раза, и пока нет предпосылок, чтобы я покинул должность. Это рабочие моменты – бывает, не понравилось что-то, сгоряча сказал руководству одного издательства, что ухожу. Меня остановили: «А как же мы?». Волнует лишь то, что я за собой могу издателей потянуть. О себе не беспокоюсь — всегда найду место. Но вопрос о переходе не стоит, а сам никогда не заглядываю в паспорт (Вихалевскому 83 года - прим.).

* Это не первая сделка по продаже государственного «Дома печати» — АО «Первая Образцовая типография» стала акционером в 2010 году, затем при инвесторе Борисе Минце ООО «Юнитекс» приобретало 100% его акций в 2016 году. Правда, потом случилась деприватизация, сделку признали недействительной по личному распоряжению Президента РФ Владимира Путина после того, как волна недовольства всколыхнулась на его встрече с молодежью в рамках дискуссионного клуба «Валдай».

— С новым собственником нашли общий язык? Какие задачи, планы на 2024 год?

— Новый собственник, как и любая управляющая компания, ставит задачи развития предприятия и получение хороших финансовых результатов.

— Расскажите, почему в свое время вы уехали из Баку?

— Это были 90-е годы. Красивейший город, комбинаты огромные. Работал сразу на трёх типографиях. В одном месте главным механиком, в другом монтировал оборудование, в третьем — учил людей. Получал больше, чем министр печати. Отпустили меня не с первого раза, сначала потребовали положить на стол партбилет. Уехал, в итоге, потому что ситуация сложилась таким образом: принуждали говорить на азербайджанском языке. Не мог купить даже хлеб. Но до сих пор общаюсь с друзьями оттуда.

— Как начали производство книг в Ульяновске?

— Когда приехал сюда, типография книг не выпускала, но я всегда мечтал заниматься именно книгопроизводством, поэтому сразу начал заниматься вопросом «твёрдого переплёта». Удалось наладить бартерные отношения с УАЗом: мы печатали для завода брошюры, паспорта, инструкции, а они нам платили внедорожниками. Начальник производства завода мне объяснил, что УАЗики — это в то время, по сути, валюта, на них можно выменять, что угодно, а искал тогда ниткошвейный автомат. Так мы и поменялись. Во дворе типографии стояло много автомобилей. Потихоньку поменяли их на оборудование и вместе с тем началась массовая печать.

— Сколько издательств с вами работает?

— Более сотни – «ЭКСМО», «АСТ», «Просвещение», «Рипол Классик», «Мнемозина», «Альпина Паблишер», «Альпина Нон-Фикшн», «Книжный Клуб «Фантастика», «Манн, Иванов и Фербер», «Академия», «Русский Сканворд», «Синдбад», «Молодая гвардия», «Новое Литературное Обозрение» и многие другие.

— Какие объёмы производства были в прошлом году?

— По выпуску книг мы вышли на первое место. В месяц по твёрдому переплёту выходило, в среднем, 2 млн 600 тысяч экземпляров, за год напечатали 31,2 миллиона. Каждый год у нас плюс-минус одна цифра. Достигли потолка: наши мощности позволяют производить до 85-90 тысяч экземпляров в сутки, а книги в твердом переплете занимают 90% от общего объема нашей продукции.

— По выручке растете?

— Да. Цифры озвучивать не хочу. Коммерческая тайна.

— На мой взгляд, чтобы производить такой объём, нужно сдерживать цены для издателей. Так ли это?

— Вы правы, но мы никогда не демпинговали. Приходилось быть не только директором, но и менеджером. Иными словами, работать с заказчиками, а это творческий труд. Нужно не уговорить, а наладить сотрудничество. При этом, во многом мы стали первопроходцами. Раньше типографиям давали план, а мы вынуждены были подниматься с нуля. Создали первый в своей сфере отдел маркетинга. С нас начали брать пример.

— Что с ценами на книги?

— За минувший год стоимость книг увеличилась на 25-27%. Материалы подорожали на 15. Оборудование, материалы, запчасти – всё импортное, на ценах сказались западные санкции.

— Ценообразование будет меняться?

— Мы не поднимаем и не опускаем цены, а рассчитываем, в зависимости от затрат — это материалы, инфляция, зарплата, налоги.

— Люди давно получают информацию из интернета, читают электронные книги. Что позволяет типографии оставаться номером один на рынке?

— Человеческий ум и грамотное управление. Начальство приезжает, спрашивает, чем помочь. Отвечаю: главное — не мешать.

— Каким девизом руководствуетесь в работе?

— Всегда на планёрках говорю: заказчик всегда должен быть доволен. К нему надо относиться бережно.

— Как поддерживаете энергию в себе?

— Мне кажется, это генетика. В своё время профессионально занимался спортом — волейболом. Сейчас плаваю в бассейне, поддерживаю форму в спортзале. Как руководитель большого предприятия, прихожу домой поздно, но всегда стараюсь находить время, чтобы посмотреть с супругой онлайн-кинотеатр. Гуляю с собакой: лабрадор Шеридан – мой прекрасный надежный друг. Мы ездим на выставки: Шеридан – гранд-чемпион России, признанный судьей из Франции. Люблю путешествовать, бывать на море: в ноябре, в январе, когда беру отпуск. Всегда хочется продлить лето.

— Какие книги сегодня читаете?

— Увлёкся Харуки Мураками. Всё прочитал. Посоветовал бы «Норвежский лес». Рекомендую Сергея Довлатова, жалею, что раньше так внимательно его не читал. Ещё один автор — Пауло Коэльо.

Юрий Вихалевский имеет диплом «Лучший менеджер России», звание лауреата национальной премии имени Петра Великого, что является высшей общественной премией в России в сфере управления, и многие другие. Наградами директор типографии не хвастается, но гордится и считает, что главная заслуга – признание коллектива.

Фото автора

Дарья Косаринова