Сегодня день рождения у директора физико-математического лицея №38 Валерия Полетаева. Свой праздник он каждый год отмечает вместе с выпускниками на последнем звонке. В блиц-интервью 73online.ru Полетаев рассказал, о чем жалеет в своей жизни, чем гордится и какую бы суперспособность выбрал.
— Ваш идеальный последний звонок?
— Светит солнце, тепло, радостные дети и родители. Шарики и речи — это уже дополнительные атрибуты. Главное — улыбки на лице.
— Какое самое скучное занятие для вас?
— Сидеть на совещаниях. Поэтому я в принципе стараюсь проводить их в меру.
— Дайте совет, который бы вы хотели, чтобы все люди приняли близко к сердцу?
— Всегда замечать и уметь видеть вокруг себя тех людей, которые вас окружают, заботятся. Цените их!
— Чему должны обязательно учить в школе из того, чего нет в программе?
— Учат на самом деле всему, но теоретически. А жизнь учит на практике. Я бы хотел, чтобы было совпадение: знания, которые дети получают в теории, они бы могли применять на практике, и все бы у них получалось. Это вполне реально — через упорные тренинги, работу, умение видеть глубину любой проблемы, а не скакать по верхушкам.
— Что выберете — спонтанность или стабильность?
— Стабильность, конечно же. Но не исключаю, что для некоторых вопросов нужны спонтанные, нетривиальные решения. Например, хорошим быстрым решением был переход на дистанционное обучение. Да, с ним было связано немало проблем, но, главное, он произошел. А уже потом под это решение мы начали формировать и базу, и учеников, и новые методы преподавания. Я считаю, что все это было спонтанно, но оправдано.
— Жалеете ли вы о чем-то в жизни?
— Как любой человек, который ставит определенные задачи, я жалею, что у меня мало времени для их выполнения.
— Если бы в сутках было 25 часов, на что потратили бы лишний час?
— Наверное, я бы поспал.
— Если бы была возможность прямо сейчас переместиться в какое-то место или время, то куда?
— Я бы хотел побывать в будущем и посмотреть, что получилось из тех наших усилий, которые мы предпринимаем сегодня. Мне это очень интересно — какие там люди, система взаимоотношений, успехи выпускников.
— Какой язык вы бы выучили, будь на то время?
— Тот, который понимают все — язык жестов, мимики.
— Горы или море?
— В совокупности: горы у моря.
— Чай или кофе?
— Черный чай.
— Поход или пляж?
— Поход! В последний раз я ходил по Ульяновской области в апреле, в районе Солдатской Ташлы. Брал 10 дней отпуска и с удовольствием провел их на природе.
— Физики или лирики?
— Тот, кто физик — тот и лирик, это я точно знаю.
— Чем вас в последний раз приятно удивили, поразили ваши ученики?
— Победами, в том числе в олимпиаде имени Леонида Эйлера (она предназначена для восьмиклассников и призвана восполнить отсутствующие для них региональный и заключительный этапы Всероссийской математической олимпиады — прим. ред.). Было много участников и победителей, приятно удивили.
— Каким достижением вы гордитесь больше всего?
— У меня четыре внука и внучатая племянница — это самое дорогое, что есть. Любой мужчина гордится своей семьей.
— Что у вас всегда вызывает улыбку?
— Улыбка другого человека.
— Как вы охарактеризуете себя тремя словами?
— Хочу, могу, делаю.
— Если не педагог, то кто?
— Я хотел быть летчиком, но судьба распорядилась иначе.
— Что самое сложное в вашей работе?
— Научиться понимать детей и родителей. И в то же время добиваться того, чтобы понимали нас, учителей — для чего мы учим в школе, требуем. Чтобы было полное понимание, нужно взаимодействие. Хочется, чтобы и родители, и учителя шли в одном направлении, иначе добиться успеха невозможно.
— Ваша любимая цитата?
— Учиться, учиться и учиться. Я ученик первой гимназии, и это очень хорошо помню.
— Хотели бы вернуться в школу учеником?
— С удовольствием. У меня были все любимые предметы, потому что мне повезло с учителями и в начальной школе, и после нее. Математику вела моя мама, физику — Владислав Семенович Тейтельман, друг нашей семьи. Он меня отговорил от поступления в МГУ. Я остался в Ульяновске, поступил в пединститут. И никогда об этом не жалел.
— За что вас больше всего любят ученики?
— За справедливость. Если руководитель принимает пусть не популярные, но справедливые решения, люди это ценят.
— За что они могут вас критиковать?
— За многое — у каждого свои взгляды. Конструктивную критику я всегда принимаю.
— Любили ставить двойки?
— Не люблю, но ставил. Любая двойка — не панацея. Важно понимать, что ее выставляют заслуженно, как и пятерку. Каждая оценка имеет свою ценность. Главное, чтобы у ученика была уверенность, что он может ее исправить.
— От какой привычки вы бы хотели избавиться?
— От слова-паразита — «Так».
— Ваша пока еще нереализованная мечта?
— Я бы очень хотел, чтобы все дети учились в просторных хороших классах, чтобы у каждого был хороший набор инструментов — компьютер, интернет. Чтобы не было бы второй смены — мы, учителя, ее тоже не очень любим.
— О чем вы думаете в первую очередь когда просыпаетесь?
— О том, что надо быстро собраться и выяснить, не заболел ли, не дай бог, кто-то из учителей. Поэтому первое мое пожелание всегда — будьте здоровы. Когда 30 человек остаются без учителя — это проблема, которую надо решать директору.
— Если бы вам предложили выбрать суперспособность, что бы это было?
— Сделать так, чтобы все жили в мире, не было взаимных обид, было взаимопонимание.
— Чего категорически не терпите в других людях?
— Я не люблю подлиз, подхалимов, лжецов.
— На что вам не хватает смелости?
— Встать и сказать — мы делаем так, а есть другой вариант. Не хочется обижать людей — есть те, которые не воспринимают такие вещи.
— Какой вопрос вы задаете своим ученикам через 10 лет?
— «Счастлив ли ты?». Счастье проявляется, когда человек уверен в себе, у него есть хорошая любимая работа, он стал мамой или папой, есть дети — у всех это по-разному.
— Если бы вы вернулись на 10 лет назад, что бы изменили?
— Ничего бы не стал менять. Единственное, я бы исключил ошибки, которые допустил.
— Вы счастливый человек?
— Да. Я рад тому, что есть внуки, понимающие друзья, единомышленники, много выпускников, которые реализовались, и к этому причастен я. Учитель счастлив успехами своих учеников — я вижу их и в администрации города, и в Москве, и за границей, среди них есть крупные ученые, доктора наук, профессора. И я за них очень рад. У них в жизни получилось.
Досье
Валерий Владимирович Полетаев — заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения, трехкратный лауреат Международной программы образования в области точных наук (ISSEP) по специальности «физика и математика».
Родился в Ульяновске 25 мая 1961 года. Закончил с золотой медалью школу № 1 им. В.И. Ленина.
В 1978 году поступил на физико-математический факультет Ульяновского государственного педагогического института. В 1983 году окончил с отличием и был рекомендован в аспирантуру.
Работает в лицее №38 с 1988 года. С 1994 года — в должности директора.
С 2011 по 2017 год был заместителем председателя общественного совета по вопросам образования министерства образования Ульяновской области.
Входит в состав Экспертного Совета при правительстве и губернаторе Ульяновской области, комиссии Ульяновской области по законопроектной деятельности.
Виктория Чернышева