В Димитровграде сложилась тревожная ситуация на рынке труда. Если еще в январе-марте этого года уровень безработицы составлял 0,51%, то к концу июля он вырос сразу в 10 раз - до 5,16%. Это лишь верхняя часть айсберга, отражающая официально зарегистрированных безработных. Реальная картина намного хуже: все больше димитровградских предприятий массово увольняют своих работников по соглашению сторон или разгоняют в отпуска без содержания. Такие удручающие показатели - следствие кадровой чехарды и дележки власти коммунистами в городе атомщиков.

Как уже писал 73online.ru, по итогам первых пяти месяцев 2020 года Димитровград занял лишь 11 место в рейтинге социально-экономического развития муниципалитетов Ульяновской области. А по уровню безработицы город и вовсе провалился в аутсайдеры. Тогда как в последние годы в Димитровграде наблюдалось снижение числа безработных. В самом деле, если в 2016 году уровень безработицы составлял 0,65%, то в последующие годы он планомерно снижался: до 0,59% в 2017-м и 0,49% в 2018-м. В 2019 году уровень регистрируемой безработицы в Димитровграде снова немного вырос - до 0,52%, но к 2020 году вновь пошел на снижение - до 0,51% по состоянию на январь-март. Такая благополучная ситуация в городе продержалась вплоть до апреля, о чем местная администрация бодро рапортовала на своем официальном сайте: "297 безработных, коэффициент напряженности на рынке труда - 0,2 человека на одну вакансию...".

Однако уже к 1 июня Димитровград накрыло мощной волной безработицы - ее уровень вырос в 6 раз и составил 3,02%. А к августу показатель регистрируемой безработицы и вовсе вышел на беспрецедентный уровень, достигнув планки в 5,16%. То есть с апреля он вырос в 10 раз! По последним данным, в Димитровграде официально зарегистрировано 3225 безработных. Только за месяц эта цифра увеличилась более чем на 700 человек, что составляет внушительную прибавку по меркам города, где числится 62,5 тысячи трудоспособных граждан. Помимо официально признанных безработными, не стоит забывать о "скрытой безработице": сотни горожан трудились неполное рабочее время, находились в простое по вине работодателя или были отправлены в отпуска без сохранения заработной платы.

Показатель в 5,16% - намного выше среднестатистических показателей по Ульяновской области. Для сравнения: в Новоспасском районе на учёт поставлено 2,07% от общей численности рабочей силы, а в целом по региону - 4,39%. Сложная ситуация во многом обусловлена пандемией коронавируса и связанным с ней экономическим спадом. Многие димитровградцы потеряли работу, еще более тысячи местных жителей, по официальным данным, находятся под риском увольнения из-за неблагополучной ситуации на городских предприятиях. Однако коронакризис и сопутствующий ему рост безработицы коснулся всех муниципалитетов, но именно в Димитровграде отчего-то произошел самый значительный всплеск.

О том, что проблема действительно существует, говорят не только цифры, но и сами жители. «По моей специальности - право и организация социального обеспечения - в Димитровграде найти работу невозможно, – жалуется 19-летняя жительница города Эльвира И. - В особенности после техникума, так как везде нужен стаж работы. Ищу через сайты по поиску работы, обращалась в кадровый центр, но там закрыто. Определенно, с наступлением пандемии искать работу стало еще сложнее». Братья Андрей и Виктор С., сварщики, также не сумели найти работу с достойной зарплатой в Димитровграде и вынуждены каждый день ездить из-за этого в соседние Чердаклы. «Мы уже привыкли, всю жизнь так, - говорит Виктор, отец четверых детей. - В Мулловке сажаем в машину еще одного парня. Втроем скидываемся на бензин и едем на завод. Мы хотя бы каждый вечер видим семьи, в основном у меня все знакомые в Москву на вахту ездят - вот им тяжелее».

Резкий прирост горожан, которые стали обращаться в последнее время в кадровый центр Димитровграда, объясняется не только проблемами, связанными с пандемией. Люди, узнав, что размер пособия по безработице увеличен до 12 тысяч рублей, в массовом порядке стали становиться на учет. Однако эта сумма гарантирована только тем, кто был официально трудоустроен, но был уволен на фоне ситуации с коронавирусом и сможет доказать это. В Димитровграде же из общего количества обратившихся 1327 жителей не смогли предоставить сведения о своем последнем месте работы, поэтому они могут рассчитывать только на минимальный размер пособия без всяких дополнительных повышенных выплат.

Местные чиновники предпочитают пока не бить тревогу. Какие-либо прогнозы относительно развития ситуации в дальнейшем в администрации Димитровграда делать не стали. Тогда как областные власти проблему признают и намерены ее решать.

- Ситуация с поиском работы в городах накаленная - высокие зарплатные ожидания и уровень жизни приводят к наращиванию социальной напряженности в обществе, и социальным контрактом, общественными работами, а также развитием самозанятости ситуацию кардинально решить нельзя. Следовательно, необходимо в первую очередь оправдать зарплатные ожидания граждан, чтобы мотивация к труду превалировала над пассивным настроем по получению пособий. Выход - создание высокооплачиваемых рабочих мест в городских территориях, а также возобновление набора на рабочие места, работа на которых была приостановлена в связи с ограничительными мероприятиями, - комментировал ранее губернатор Сергей Морозов. Он также напомнил, что администрации двух крупнейших городов области - Ульяновска и Димитровграда - взяли на себя обязательства создать в 2020 году еще 5336 высокопроизводительных рабочих мест.

- Чем более узкий рынок труда, тем больше число безработных, которые встают на учет в службу занятости, так как других вариантов у них нет. Если в Ульяновске, как в областном центре, рынок труда больше и разнообразнее, и в случае увольнения человека с работы, у него больше вариантов трудоустроиться, то на рынке труда Димитровграда ситуация сложнее. Поэтому такая динамика, - отмечает профессор УлГУ, доктор экономических наук Анатолий Лапин. - В городе наблюдается падение промышленного производства, то же самое касается сферы услуг, сильное падение розничной торговли, падение в пассажирских перевозках - практически во всех секторах мы фиксируем более чем серьезный спад. Это, естественно, не могло не отразиться на высвобождении людей, они выходят на рынок труда. В городе просели реальные доходы населения, произошел обвал уровня жизни. Восстановления спроса, продаж нам придется ждать очень долго. Этот период восстановления будет измеряться годами - условно 5-10 лет. Поэтому в этих условиях держать и платить зарплату персоналу, который неизвестно когда понадобится, никто не будет, вот от него и освобождаются. Отсюда такой рост безработицы.

Кирилл Биджанов, Сергей Максимов

Главное фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ