Агентство здорового и социального питания Ульяновской области подвело первые итоги мониторинга того, как организовано приготовление пищи в соцучреждениях. Напомним, качество еды контролируют по поручению губернатора Сергея Морозова. Главная цель — выяснить, соблюдается ли в школах и детсадах региона областной стандарт оказания услуг в сфере питания. Он гарантирует единый уровень качества и безопасности во всех учреждениях, вне зависимости от величины учреждения и удаленности от регионального центра.

Со 2 по 9 декабря специалисты выезжали в Димитровград, Инзенский и Чердаклинский районы. Самые грубые нарушения, а именно нецелевое использование пищеблоков, мониторинговая группа обнаружила в детсадах города атомщиков и одной из инзенских школ.

По действующему СанПиНу (в новой версии, которая вступит в действие с 1 января 2021 года, это требование прописано более четко) работать с продуктами, в частности, с сырыми мясом, рыбой, овощами, можно, только, если в учреждении есть для этого отдельное помещение (цех). Это делается для безопасности детей.

— Пищеблоки большинства наших социальных учреждений спроектированы так, что в них нельзя разделывать мясо и рыбу, мыть и чистить грязные овощи, нужно доставлять продукцию, подготовленную для варки, — говорит руководитель Агентства здорового и социального питания Алексей Волков. — Между тем, в Димитровграде в большинстве детских садов, где были наши специалисты, так называемого цехового деления нет, но работа ведется на сырье. Что, несомненно, является грубым нарушением норм безопасности, способным повлечь угрозу здоровью детей. При этом нужно отметить, что в школах города также отсутствует цеховое деление, но питание организовано в соответствии с нормами СанПиН — в школы доставляются полуфабрикаты, готовые к варке. Только в одной инзенской школе есть отдельные цеха, в остальных школах и детском саду – доготовочные пищеблоки, где, опять же, работают на сырье. Это серьезное нарушение санитарных норм.

По словам Алексея Волкова, у этой проблемы два выхода: либо организовать в пищеблоке отдельные цеха (это в большинстве случаев невозможно), либо закупать или производить полуфабрикаты — уже очищенные овощи, фарш, гуляш, котлеты, филе и прочее, и из них готовить блюда для детей.

Еще одно распространенное нарушение — закупка продуктов для школ по общим ГОСТам. В нынешнем году требования к организации кормления детей изменились и стали строже. В законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» теперь указано, что производство продуктов при организации питания детей должно соответствовать требованиям специальных ГОСТов. Они указаны в рекомендациях Роспотребнадзора. Это совершенно отдельный вид, в частности, молочной и мясной продукции.

Специалисты Агентства направили замечания в надзорные органы для проведения проверки и составления предписания.

— Отдельно мы обратили внимание на соблюдение натуральных норм в школах Инзы. Ранее к нам поступила информация, что стоимость обедов для льготных категорий детей здесь составляет порядка 40 рублей (оплачиваются из местного бюджета), а бесплатные завтраки стоят дороже — 54,46 рубля (оплачиваются из федерального бюджета). Эта информация подтвердилась, — продолжает руководитель Агентства. — Также у нас есть вопросы по выполнению норм и соблюдению меню и на завтраках. В школах часто заменяют (в целях удешевления) продукты и блюда, объясняя это нехваткой средств. Хотя стоимость продуктового набора рассчитывалась из рыночных цен, т.е. денег должно хватать. Это говорит о не самом эффективном и прозрачном процессе закупок и завышении цен. Эту проблему можно решить, наладив централизацию закупок продуктов питания. Именно такой способ рекомендован в правилах, которые выпустило Правительство РФ.

Самое интересное, что далеко не все руководители социальных учреждений согласились допустить сотрудников Агентства в пищеблоки. При том, что имелись медкнижки, были пройдены медосмотры, соблюдались требования безопасности. Словно сговорившись, фактически саботировали губернаторский мониторинг питания: директор Мирновской школы Т. Н. Барашкова, директор Октябрьского лицея Е. М. Игонина, директор Чердаклинской школы №1 С. В. Шабарова, директор Чердаклинской школы №2 И. Н. Игнатьев.

— Возможно, руководству чердаклинских школ есть что скрывать. Эти школы требуют особого внимания со стороны контролирующих структур и министерства образования, — считает Алексей Волков. — Мы не являемся надзорным органом: наша задача — провести мониторинг, прежде всего для того, чтобы дать рекомендации непосредственно руководителям учреждений и их учредителям для повышения качества и безопасности питания, — резюмирует Алексей Волков.