Руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Ульяновской области Руслан Хайров, кажется, объявил войну главе минстроительства Константину Алексичу. Общественник раскритиковал работу ведомства по предоставлению квартир для детей-сирот. 73online.ru публикует позицию Хайрова полностью (внимание, много букв!) и запросит официальный комментарий у министра по этой теме.

- Конечно, понимаю, что фокус внимания уже долгое время акцентирован на эпидемиологической ситуации, но это не повод молчать о вопиющих случаях властной халатности.

В ноябре этого года ко мне поступило обращение от жителей дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, р.п. Николаевка, ул. Коммунальная, д. 44Г. Жители этого дома - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей из Николаевского района Ульяновской области, квартиры в нем ребятам «любезно» предоставило Министерство строительства Ульяновской области, которое до настоящего времени является собственником этих жилых помещений, а ребята проживают на основании договоров специализированного найма, и оформить в собственность эти квартиры они смогут лишь через пять лет и только лишь в случае добропорядочного проживания и отсутствия долгов по оплате ЖКУ.

Упомянутое Министерство выступило заказчиком на приобретение 56 квартир в многоквартирном доме, и, видимо, уже по накатанной приняла квартиры в доме с индивидуальным электрическим отоплением, все было бы здорово, если бы дом располагался на юге страны, где нет таких суровых зим и морозов как в нашей климатической полосе, в нашем случае дом хоть и находится юге Ульяновской области, но от морозов это не спасает, я уже сталкивался с обращениями жителей (аналогичной категории) в Радищевском и Сенгилеевском районе области, и уже представлю ситуацию, с которой столкнулись эти ребята.

Итак по существу: в ноябре я, находясь в отпуске в Николаевском районе, решил лично осмотреть дом и пообщаться с жителями. Направился по адресу, дом, конечно же, построен на отшибе р.п. Николаевка, но дорога добротная, и так как, передвигался на автомобиле, особых нареканий это не вызвало. Видно дом издалека, на фоне старых построек смотрится статно, оно и понятно: новостроек местность не видела давно. 4 этажа, красный кирпич, есть даже придомовая территория с площадкой под парковочные места. С виду привлекательный, аккуратный, визуально без недостатков, казалось бы, на что жаловаться?

Давайте пройдемся по списку из обращения:

1) Холодно в квартире, ледяные полы, особенно у жителей первого этажа;

2) Дует из окон, из под подоконников, входных дверей;

3) В подъезде холодно;

4) Большие счета за коммуналку.

5) Котлы отопления часто выходят из строя;

6) Нет управляющей организации.

При визуальном осмотре квартир, анамнез получился обширный: действительно, в квартирах прохладно, установлены электрические котлы ВИК-3 мощностью 3квт/ч, стоит отдать должное, в отличии от иных домов с электрическим отоплением в других районах области тут котлы установлены индукционные, рассчитанные на 30-40 кв.м. , но все же потребление электроэнергии немалое, и жители жалуются на то, что котлы не справляются. Не мудрено: если действительно квартира продувается сквозь щели, то разработчики котлов явно на это не рассчитывали.

Ну по порядку. Полы квартир первых этажей очень холодные, так как подвал не отапливаемый, видимо, должного утепления произведено не было, некоторым ребятам пришлось самостоятельно производить утепление полов (тем, у кого такая возможность была), иначе ходить по такому полу равноценно тому, чтобы ходить по льду. Оконные блоки установлены низкого качества, и монтаж, видимо, так же производился на скорую руку - дует, как говорится, «со всех щелей». В подъезде холодно, в нем отсутствуют отопительные приборы, впрочем, тамбур при входной группе тоже отсутствует, а точнее отсутствуют тамбурные двери, что не создает должных препятствий при проникновения холодного воздуха в подъезд с улицы.

Стоит ли профессиональным строителям принимавшим дом напоминать про п. 9.19 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», который устанавливает обязательное требование: В I-III климатических районах при всех наружных входах в жилые здания следует предусматривать тамбуры, причем их глубина должна быть не менее 1,5 м при ширине от 2,2 м и больше, Ульяновская область находится во второй климатической зоне. Тамбур в проекте, видимо, был предусмотрен, но тамбурные двери отсутствуют, вопрос к приемщикам и строительному контролю.

К тому же, можно добавить, что из имеющихся и предоставленных гражданам 56 квартир заселено не более 15, а, соответственно, они не отапливаются и жители заселенных квартир, по сути, отапливают соседние незаселенные квартиры своим котлом, стены холодные, в сильные морозы зимой велика вероятность замораживания пустых квартир, что приведет к еще большим проблемам.

Проживающим, которым больше негде жить, приходится «гонять» котлы на максимальной мощности или стараться экономить на электричестве убавляя мощность котла, несмотря на то, что холодно. Если рассчитать мощность котла 3кВт в час на 24 часа и 31 день, получится 2232кВт, и умножить на тариф 2,8 руб./кВт - стоимость только месячного отопления им встанет в 6250 руб., это, не считая нагрева горячей воды в бойлере, приготовления пищи, что в сумме только за электроэнергию может составить 10000 рублей в месяц. Семь месяцев отопительного сезона + электроэнергия вне отопительного сезона в расходах могут составить около 80 тыс. рублей в год, и это для человека, относящегося к категории социально не защищенных граждан, в отдаленном районе с минимальными заработными платами!

Кстати, приборы учета электроэнергии установлены одноставочные, что также негативно отражается на счетах и не позволяет ребятам сознательно экономить, прогревая квартиры в ночное время суток.

В Николаевке можно снять газифицированную квартиру с нормальным ремонтом за 5 тыс. в месяц, что вместе с коммуналкой по расходам составит около 7 тысяч. . Выходит «то на то», так какой смысл иметь собственную квартиру человеку, но нести расходы такие же, как при коммерческом найме жилья, причем с возможностью выбора места проживания. Если рассмотреть ситуацию экономически, то это абсурд! Соответственно, поэтому в эти квартиры ребята не спешат заселяться.

Вывод: несмотря на добротно возведенную «коробку» здания, все остальное просто не выдерживает никакой критики, все это благодаря:

1. Законодателям допустивших возможность предоставления детям сиротам таких квартир с электрическим отоплением;

2. Органам исполнительной власти, которые техническое задание к госконтракту прописывают по неподдающимся законной логике мотивам, допустившие совместно с надзорными органами ввод в эксплуатацию домов с явными нарушениями, которые негативно скажутся именно на качестве жизни жителей, нужно же «контрольку» закрыть поскорее и отчитаться, что дети жильем обеспечены, чтобы не влететь на штрафы от прокуратуры, а как там судьба человека сложится - «по барабану».

3. Неоднозначная ситуация по "Газпрому", как поясняют застройщики газификация многоквартирного дома - дело далеко недешевое и небыстрое, поэтому выбираются альтернативные решения.

И тут дело не столько в стоимости материалов, а в стоимости всей газификации с проектными, разрешительными документами, но при этом всем, по моим подсчетам, при газификации стоимость удорожания на весь дом составила бы около 1,5-2 млн. руб. что в масштабе 56-ти квартирного дома - мизерно. Так что обвинять в сложившейся ситуации газовиков - это нелепо, хотя действительно странная ситуация с газовиками, казалось бы, им, чтобы продавать больше газа населению и получать больше прибыли, нужно сократить сроки согласований и количество документации, удешевить стоимость процедур… Часто в качестве аргументов чиновниками приводится потрясающий довод "о непредсказуемости и неподконтрольности такой категории граждан", о взрывоопасности газа, но минуточку, почему в 90% случаев другие дети-сироты получают квартиры с газификацией, а остальные без, разве где-то есть критерии ранжирования этих детей на опасных или нет? Я не припоминаю случаев взрыва газа, в квартирах, выданных детям-сиротам. Как думаете, разве обычная современная молодежь, проживающая или покупающая в квартиры с индивидуальным газовым оборудованием, обладает большими познаниями по безопасности его использования, чем ребята из вышеупомянутой категории?

Часто на осмотрах обычных квартир, в которых проживают взрослые, порой высокообразованные граждане, я наблюдаю такую картину, когда они превращают свои «хрущевки» в вакуумные коробки - устанавливают герметичные пластиковые окна без приточных клапанов, входные двери с тройным контуром уплотнения, а потом начинаются жалобы на то, что тяги в канале дымоудаления нет, вытяжка не работает, колонка не включается, это в лучшем случае, а что хуже, если угарный газ (выхлопы) пойдут в квартиру: головные боли, головокружения, слабость, в таких условиях можно угореть на раз – два, это опасно не только для здоровья, но и для жизни, но сейчас не об этом.

Современные же газовые котлы отопления оборудованы многоступенчатой системой безопасности и защиты, они отключат котел при отсутствии тяги, при излишней загазованности отключат газ, а современные газовые плиты отключают подачу газа при потухании огня. Это, кстати, отдельная идея для законодателей - установить требование об обязательном оснащении такими функциями защиты всего продаваемого газового оборудования для жилых помещений на территории страны, это позволит избежать множества жертв. Так чего тут опасаться? На мой взгляд, это отговорки, шансы на такую аварию равны с иными газифицированными квартирами.

Что касается того, что горят котлы, то, как выяснилось, квартиры предоставлялись просто путем выдачи ключей, без всякой пусконаладки отопительного оборудования, система не была заполнена водой, никаких разъяснений дано не было, котел включался человеком путем нажатия на кнопку «ВКЛ»! Ну откуда они могли знать, как систему заполнить водой? В итоге котлы работали без воды, и перегорали циркуляционные насосы.

При этом помочь ребятам некому, чиновники в районной администрации сообщили, что дом находится на непосредственной форме управления, слегка подзабыв о допустимости этой формы в МКД с количеством квартир не более 30, так же сообщили, что Управляющие организации не испытывают желания брать в управление этот дом.

По их предположению количество неплательщиков за ЖКУ будет превалировать на теми, кто будет оплачивать, но чиновники гордо сообщили, что закон исполняют, и конкурс по отбору УК будет объявлен, коммерческие компании, вероятно, даже не заявятся, а вот имеющееся МУП "Сантеплотехсервис", будем надеяться, заберёт дом под своё крыло, и произойти это должно в ближайшее время, так как это теперь забота районной администрации. А Минстрой должен подтолкнуть робких и не решительных муниципалов.

Не так давно произошла коммунальная авария на муниципальной системе канализации: коллекторный колодец засорился, уровень масс поднялся так, что они пошли в систему этого дома. А трубопровод в подвале, естественно, не выдержал, и все это потекло из центральной системы в подвал, без управляющей организации справиться с такой ситуацией жителям 10-ти заселенных на тот момент квартир было крайне не легко.

В общем и целом ребята оставлены один на один с вот таким вот объектом строительства. Эту тему многие воспринимают как проблему, касающуюся узкого круга лиц, но принципы становления действующего гражданского общества не приемлют позиции «Моя хата с краю», это проблема касается всего общества в целом, мы должны добиться уважения со стороны власти к каждому из нас, и не давать забыть о том, что под пристальным взором общественности каждое действие властных структур.

Во-первых, призываю местную администрацию и минстрой оказать максимальную поддержку жителям, организовать содержание дома, проводить разъяснительные беседы об использовании оборудования, об оплате ЖКУ.

Второе - прекратить бездумно закрывать «контрольки» и формально исполнять федеральное законодательство, нужно думать о будущем этих ребят и о минимальном комфорте проживания граждан в многоквартирных домах, тем более, что мы всецело на федеральном уровне призываем экономить энергоресурсы, особенно электричество, выработка которого наносит непоправимый вред экологии. При том, что газификацированные квартиры обошлись бы государству максимум на 30-50 тысяч дороже, теперь газифицировать такой дом будет очень сложно, так как в нем наверняка отсутствует система дымоудаления, а монтирование ее вдоль фасада по каждому стояку - дело крайне затратное, хотя с другой стороны сами «нарубили дров».

Третье - призываю органы строительного надзора относиться к вводу в эксплуатацию домов для социально незащищенных категорий населения с особой тщательностью, как выясняется сами себе помочь ребята не в состоянии, большинство из них даже не знает о том, что могут получить бесплатную юридическую помощь.

Ну и четвертое - призываю региональные власти серьезно заняться процессом по переходу на систему жилищных сертификатов для детей из таких населенных пунктов, где проживает менее 10 тыс. человек. Такой механизм не требует безусловного внедрения, например, в крупных городах таких проблем почти нет, заселяя весь дом только лишь детьми из данной категории, ни о какой социализации говорить не приходится, да и проблем это доставит большое количество.

К тому же, на многочисленных совещаниях, в том числе в Общественной палате региона, чиновники нам сообщают о самом трепетном отношении к ситуации, и что даже предоставляют возможность получить квартиры по месту трудоустройства или очного обучения. Но, как выясняется, на деле этого не происходит. В описанном выше доме множество ребят учатся и работают в Ульяновске или в других муниципалитетах области, оттого это еще одна монета в копилку доводов о нецелесообразности таких решений.

Не нужно жить одним днем, нужно думать о людях и их будущем, а сегодня такими действиями вы вызвали лишь ненависть к органам власти при том, что деньги из бюджета потрачены как на квартиры, так и на зарплату чиновничьего аппарата.

Дарья Косаринова