Заключенные димитровградской колонии №10 соревнуются в искусстве побега. Пока одни роют подкопы, другие запросто пытаются перемахнуть через забор. Не везет ни тем, ни другим.

Сайт регионального УФСИН называет димитровградскую колонию строгого режима №10 одной из лучших в своей системе. С ноября ею руководит успевший поработать в инзенском и ульяновском СИЗО Станислав Бобровский, до этого несколько лет возглавлял Олег Будылин. Побегов там не было с 1992 года. Три месяца назад пошатнуть репутацию местных тюремщиков решил 25-летний Александр Мирошниченко.

Наш герой – гражданин Украины, уроженец села Кондратовка (Сумская область). Около трех лет назад он перебрался в Краснодар, где влился в местный наркосбыт и торговал амфетамином для интернет-магазина. "Конфеты", как их называли дилеры между собой, фасовал на съемной квартире и раскидывал по тайникам. Задержали Мирошниченко в прошлом году: парня в черном, который уж слишком внимательно разглядывал кусты на улице, заметили и задержали оперативники. В карманах у него нашли 59 граммов амфетамина

В июне 2019-го Мирошниченко осудили. Квалификация была серьезная – "покушение на сбыт группой лиц, в крупном размере". Несмотря на признание и молодой возраст обвиняемого, суд не поскупился – дал 9 лет "строгача" и отправил парня в путешествие до димитровградской "десятки".

Здесь он провел год. За это время заработал от администрации посредственную характеристику: несколько раз нарушал распорядок, накопил непогашенные взыскания. А в ночь на 18 августа инспектор группы охраны задержал его у основного ограждения при попытке побега.

Из материалов дела следует, что Мирошниченко выскользнул из помещения отряда и незамеченным прошел по колонии: перебрался через ограждение локальных участков, прогулялся по внутренней запретной зоне, контрольно-следовой полосе и тропе дежурной смены и был задержан только у последнего рубежа. О том, как он собирался его пересечь и что планировал делать дальше, неизвестно. Подробных показаний Мирошниченко не дал, вину признал и просил о приговоре в особом порядке – без исследования доказательств. По информации бывшего сотрудника колонии, учреждение, как и большинство ульяновских "зон", относится к так называемым "черным", где живут по понятиям и предпочитают не сотрудничать с администрацией.

– И я, и следователь пытались выяснить у него причину побега, но это не удалось, – говорит адвокат Александра Мирошниченко Олег Иванов. – Он молчаливый, замкнутый человек, ничего не говорил. По моим данным, ни с кем конфликтов у него не было, сам он тоже спокойный парень.

За попытку побега суд добавил Мирошниченко полтора года уже знакомого ему строгого режима. Обжаловать решение он не собирается. На время следствия парня временно переселяли в СИЗО. "Куда направят подзащитного после вступления в силу приговора, определит УФСИН. Вернется ли он в ИК-10 или нет, не знаю. Но там в последнее время не хватает сотрудников, было уже несколько попыток побега, поэтому я сомневаюсь в этом", – говорит адвокат Олег Иванов.

Из "десятки" действительно пытались бежать не раз, и в двух предыдущих случаях, в отличие от истории с Мирошниченко, проглядывал четкий план. Самой громкой стала история бывшего полковника министерства обороны Андрея Беляева, который отбывал наказание за госизмену. За несколько месяцев он просчитал охрану, достал себе кроссовки, целый рюкзак инструментов и едва не сбежал. Сработала сигнализация, и полковника взяли, когда он пытался перебраться через ограждение.

Еще одну дерзкую попытку заключенные ИК-10 предприняли в июне этого года. Сотрудники колонии во время осмотра "побегоопасных объектов" нашли на канализационной станции вырытый зэками лаз. Информация об этом утекла в соцсети. Говорили, что длина тоннеля составляла 20 метров, бежать собирались двое осужденных, которых должен был встретить сообщник и помочь уехать в Украину. Но не срослось. По информации 73online.ru, расследованием должна была заниматься местная полиция, но в региональном УМВД оперативно прокомментировать ход дела не смогли.

Андрей Семенов