Основной темой заседания комитета по ЖКХ в Заксобрании стал отопительный сезон в Ульяновской области, который стартовал на днях. Сегодня – финишная прямая, а ситуация в отрасли продолжает волновать общественность, ведь недавно произошел коммунальный коллапс в Заволжье: из-за ЧП на ТЭЦ-2 без света остался целый район города. Депутаты в пух и прах раскритиковали министерство – говорить о 100% готовности к зиме не приходится.
Держать ответ к депутатам отправили замминистра строительства и коммунального хозяйства Марину Симунову, глава ведомства Александр Черепан проигнорировал приглашение. Это вызвало шквал возмущений: произошла словесная перепалка, задавшая тон всему двухчасовому заседанию. На «уклониста» Черепана решили доложить областному начальству: «Так не пойдет».
Ульяновцы греются дровами, долговая яма растет
Со слов Симуновой, региональные власти сделали все, чтобы новый отопительный сезон стал безаварийным. В объекты соцсферы тепло начали пускать с 25 сентября. Из 981 теплоисточника запущено 810, отапливаются 383 школы из 435, 326 детсадов из 361, 662 объекта соцбыта (дома культуры, библиотеки, бани) – это 83,5%, 41 облучреждение образования, 513 учреждений здравоохранения из 690, 37 учреждений соцзащиты, 14 учреждений спорта.
Депутата Сергея Моргачева заинтересовало, почему не все школы Ульяновска обогреваются. Первый замглавы города Дмитрий Зверев ответил: «Температурный режим везде разный – где-то стены толще, где-то тоньше». «Ага, а где-то надышали хорошо, еще на каникулах, раз тепло держится», – подхватил другой депутат Владимир Камеко.
Со 2 октября приступили к массовому пуску тепла в жилой фонд. Дату в правительстве назначали, исходя из погодных условий. Депутаты отметили, что погода неожиданно ухудшилась раньше срока: люди мерзли пять дней при средней температуре всего в плюс 6 градусов тепла.
Сегодня батареи горячие в 45% МКД (многоквартирных домов) с центральным отоплением – это 2214 домов.
На модернизацию морально устаревших объектов в бюджете было предусмотрено более 1,5 млрд рублей, из них освоено 82,9%. Оставшиеся средства доведут по итогам актированных работ и по окончанию поставки топлива. Техническая готовность региона 100%, выполнен ремонт и замена свыше 300 котлов, промыта и опрессованна система центрального отопления в 5,5 тыс. МКД, сети теплоснабжения прошли гидравлические испытания, на 47 км сети были выявлены проблемные участки, их заменили, выявили 524 порыва, что на 10% меньше, чем в прошлом году.
Запасы резервного топлива сформированы: по дровам – на 88%, по углю – на 78%, по мазуту министерство затруднилось ответить. Остальное доведут лимитами 2024 года. На мазутном топливе до сих пор работают две котельные – в Базарном Сызгане и в Глотовке, где располагается войсковая часть. До конца отоппериода Минобороны РФ взяло обязательства отапливать военный городок вместе с жилыми домами, новая газовая котельная появится там в следующем году.
Замечание сделал глава комитета Денис Седов, назвав доведение средств по кредитам в прошлых периодах лимитами последующих лет порочной практикой – задолженность растет. С каких строк будут снимать финансирование в 2024 году для покрытия долгов 2023-го, чиновники умолчали, не было сказано ни слова о дефиците.
– Потребность превышает денежные средства, которые выделяются, в том числе и по кредиторской задолженности. Не можем модернизировать котельные, если надо ремонтировать сети. Расставляем приоритеты. Без помощи депутатского корпуса при формировании бюджета мы продолжим проседать и дальше, – говорит замминистра Марина Симунова.
Седов потребовал избавиться от «долговой ямы и этой удавки».
Пациенты больниц замерзают, люди умирают от угарного газа
Один из основных поставщиков тепла – ПАО «Т Плюс», компании осталось выполнить работы на 50 погонных метрах у Промышленного рынка в Ульяновске. На контроле остаются работы по капремонту системы теплоснабжения на Врача Михайлова, Гагарина, Гая и Карла Маркса, дома готовы к пуску тепла, осуществляют замену стояков.
Еще один проблемный вопрос – пуск тепла в 51 МКД, которые лишились своих управляющий компаний (ГУК Заволжского района, УК «Центральная», УК «Дома-Города») – их передали во временное управление другим организациям. Люди испытывают дискомфорт, когда ситуация разрешится, непонятно.
Гендиректор ульяновского филиала «Газпрома» Владимир Камеко раскритиковал Агентство стройжилнадзора из-за низкой ответственности при подготовке жилфонда к отопсезону: «Вы работаете точечно, единого механизма нет. На предмет работы дымвентканала нет данных, в комиссию не поступило ни одного подписанного акта. Статистика грустная, вентиляция неработоспособна. В прошлом году были случаи со смертельным исходом при исправности газового оборудования. Почему у нас такое отношение от контролирующих органов, не могу понять? Вы не готовы на 100%, нельзя так браво рапортовать». «На орехи» от депутата досталось и Корпорации модернизации ЖКХ: «Перед «Ульяновскэнерго» у вас какие долги? Нормально живете? Мы зачем вас создали?».
Чиновники признают, что остались вопросы по промывке и опрессовке в трех зданиях больниц, там работы завершат 31 октября – это новый корпус поликлиники №2 в ЦК МСЧ (готовность 10%, работает только первый этаж из трех, потоки жителей распределены по другим учреждениям), филиал ЦК МСЧ в селе Карлинском (готовность 5%, используются три кабинета, работают обогреватели) и городская поликлиника №2 на пр-те Нариманова (готовность 65%). Представитель минздрава объяснил ситуацию затянувшимся капремонтом системы отопления: виноват недобросовестный подрядчик, который не заменил вовремя оборудование. Вопросом заинтересовалась прокуратура.
– Кто виноват? Это расхлябанность конкретного чиновника? Мы должны знать героев в лицо, – сказал Седов.
– Виноват Болдакин... – неожиданно ответил представитель минздрава.
– А Болдакин тут причем? – удивился депутат Камеко.
– Болдакин – это директор подрядной организации «Евразия», однофамилец главы города.
Кроме того, говорят в минЖКХ, муниципалитеты «захлебнулись» в замечаниях Ростехнадзора: из 940 котельных в 35 районах области паспорта готовности получены на 818-ть, контрольный срок оформления – до 1 ноября. Каламбур заключается в том, что массовый пуск тепла происходил без наличия документов под личную ответственность глав администраций.
В итоге предложено собраться повторно 20 октября, чтобы рассмотреть вопрос прохождения отопсезона еще раз. Годовой бюджет отрасли вырос с 283 млн рублей до 2,5 млрд, депутаты считают, что они имеют моральное право спросить с чиновников, как потрачены деньги.
Фото: Заксобрание УО