Сегодня на заседании Законодательного собрания Ульяновской области парламентарии рассмотрели поправки в бюджет. О новшествах доложила и.о. министра финансов Наталья Брюханова. После долгого обсуждения депутаты все же поддержали поправки. Основной аргумент в поддержку — социальная направленность.
Новые депутаты и новые доходы
Первым делом спикер ЗСО Валерий Малышев представил новичков, которые влились в ряды парламентариев после прекращения полномочий Сергея Рябухина и Александра Чепухина. Ими стали директор ООО «Риял» Гюльага Бакир оглы Гусейнов и учительница, и.о. начальника управления образования Чердаклинского района Ирина Тимофеева.
И.о. начальника управления образования Чердаклинского района Тимофеева получила мандат после сложения полномочий Чепухиным. А Гусейнов от Рябухина, который был назначен сенатором РФ от Ульяновской области.
После регистрации депутатов слово предоставили и.о. министра финансов Ульяновской области Наталье Брюхановой. По ее словам, бюджет региона на 2023 год меняется на 1,5 млрд рублей. Дополнительные средства удалось получить за счет поступления налога на прибыль и увеличения дефицита бюджета. Таким образом, общий объём доходов составит 89,7 млрд рублей, расходов — 98,7 млрд рублей. Общая сумма налоговых и неналоговых доходов — 64,9 млрд рублей. Госдолг составляет более 55 млрд рублей.
Дополнительные средства направят на поддержку ветеранов труда — 498 млн рублей, реализацию закона о звании «Ветеран труда Ульяновской области» — 436,4 млн рублей, соцподдержку многодетных семей — 90,1 млн рублей, поддержку педагогов в сельской местности — 70,7 млн рублей, выплату пособий на ребёнка — 10,2 млн рублей, ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет — 8,7 млн рублей.
Кроме того, более 1 млрд рублей «передвинут» на ремонт дорог и мостов на Минаева и улице Смычки.
На чем мы экономим?
Депутат Рамиль Хакимов сравнил бюджеты этого (98 млрд) и следующего года (78 млрд), не забыв упомянуть о «больном»: «На чем мы так экономим? Особенно меня волнует агропромышленный комплекс. Нам важно не допустить его сокращения. У нас и так на селе никто не хочет жить, вообще загубим».
— Цифры в областной бюджет на 2024 год сформированы на основании данных федерального бюджета. Когда суммы будут уточнены после второго чтения, они найдут свое отражение в формировании. Сейчас пока говорить об экономии преждевременно, — ответила Брюханова.
Василий Гвоздев напомнил правительству региона об исполнении обещаний в рамках заключенного меморандума:
— В первой половине года это еще как-то соблюдалось, но сейчас мы не видим ни минспорт, ни минкульт, ни минобр в части исполнения наказов. Мы говорим это не за себя, а за людей, которые задают нам эти вопросы. Начинают переносить исполнение на другие сроки. Или этот документ у нас становится формальным?
— В случае дополнительных доходов целесообразно посмотреть первоочередные обязательства — это зарплаты бюджетникам и меры поддержки, — ответила Брюханова.
Новоиспеченный депутат Гюльага Бакир оглы Гусейнов спросил у минфина, какая сумма заложена в бюджет на 2024 год в связи с повышением МРОТ с 21 января. Ответ был: «Ориентировочная сумма — 1,3 млрд рублей».
Парламентарий Николай Лазарев поинтересовался, какая сумма заложена на реабилитацию и лечение участников СВО, и где это можно будет делать. Ему ответила министр соцразвития Анна Тверскова: до конца года в Ульяновске будет открыт реабилитационный центр на базе бывшего профилактория УАЗа. До конца ноября ожидается поставка оборудования, финансирование на следующий год рассмотрено в полном объеме.
Лазарев продолжил — ранее госпиталь ветеранов войн имел особый статус, которого сейчас нет: там лечатся и дети войны, и участники боевых действий, и ветераны. «Предлагаю в рабочем порядке проработать этот вопрос, чтобы всем им было комфортно получать необходимые услуги».
— Вопросы медпомощи для ребят, которые возвращаются с СВО, носят не праздный характер. Есть ребята, которые не могут найти этой поддержки, есть правовая дыра. Нужно в этом вопросе навести порядок и прозрачность. Мы должны оказать им максимальную поддержку и указать маршрут. Дыру надо штопать, — согласился с Лазаревым Владимир Камеко.
Задав еще ряд вопросов про дороги, ФАПы, международный форум «Россия» и общественный транспорт, депутаты перешли к выступлениям.
Чтобы никто не удивлялся
Виталий Кузин отметил, что, учитывая социальный характер поправок, изменения нужно поддерживать, но есть вопросы к наполнению бюджета: «Нужно подумать, как можно закладывать средства на зарплату бюджетникам сразу на 12 месяцев, чтобы потом не было сюрпризов. И есть вопросы к 80 млн для субсидирования бюджетов муниципальных образований в части выплат кредитов. Нужно провести анализ, узнать процентные ставки. 80 млн отдавать банкам — это щедро».
Он также добавил, что необходимо решать проблему общественного транспорта — сейчас люди играют в «русскую рулетку», гадая, уедут они домой после работы или нет.
Владимир Камеко добавил, что при формировании бюджета на заметку нужно взять вопросы депутатов, которые поднимались на заседании. Его поддержал представитель ЛДПР Дмитрий Грачев: «2024 год становится профицитным. Нужно внимательно смотреть на статьи расходов, чтобы итоговый документ никого не удивлял».
В итоге с одним воздержавшимся поправки приняли большинством голосов.
Крематорий раздора
Бурное обсуждение спровоцировал доклад главы минимущества Михаила Додина о регулировании земельных отношений. В частности, предлагается давать земельные участки, находящиеся в гос- или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, а на основании распоряжения губернатора — для размещения объектов социально-культурного или коммунально-бытового назначения, а также при реализации масштабных инвестиционных проектов.
Сергей Моргачев по ходу дела спросил про рынок на Локомотивной, который так и не появился. «Инвестор не выполнил свои обязательства по этому проекту. Земельный участок будет возвращен в область», — ответил Додин.
Додин отметил, что мнение района всегда учитывается при реализации масштабных проектов. К тому же, большая часть земель сельхозназначения простаивает, и их нужно раздать фермерам, чтобы они были реализованы.
Камеко выразил сомнения в части прозрачности проведения общественных слушаний. Яркий пример, по его словам — крематорий в Заволжском районе. Додин сказал, что там слушания были.
— Приведите мне хотя бы 10 человек, кто в них участвовал. Если бы они были, мы бы не получили такого отклика, — сказал депутат.
Малышев добавил, что ни один нормальный человек не даст согласие строить крематорий возле дома: «Вы что, людей за идиотов, что ли, держите?».
Напоследок Малышев высказался насчет мусорного полигона в Майнском районе: «Все втихаря делаете. Я как депутат сам узнаю все из соцсетей. Давайте про Майну успокоимся, будем искать другое место. Земли много в области. Это очень неудачный проект».