Глава минтранса Ульяновской области Сергей Воронцов отчитался о своей работе за 2023 год перед депутатами Заксобрания. Нерешенные проблемы министр признает. Однако все упирается в то, что бюджет отрасли – дефицитный, а на капиталоемкие проекты в перспективе ближайших пяти лет федерального финансирования не предусмотрено. В «Доме Советов» позитивно смотрят в будущее, но ждут от Воронцова бóльшего включения: «Люди ждут счастья, а его все нет...».

Депутаты высказали немало замечаний к работе министерства. Они касались очистки дорог и тротуаров зимой, работы электротранспорта, участия области в федеральных программах по обновлению подвижного состава общественного транспорта, установки шумоизоляционных экранов вдоль оживленных участков дорог в населенных пунктах, организации движения без ДТП и пробок и, конечно, состояния мостов через Волгу, где беспокойство вызывает колея, и Свиягу – из-за переноса сроков окончания работ.

Претензии: автобусы, мосты, ремонты

Вице-спикер ЗСО Сергей Моргачев поднял проблемы многострадального ПАТП-1: «Вы из года в год отчитываетесь, что там все хорошо. А на самом деле мы - единственный регион, кто не взял бюджетный кредит на обновление автопарка. Счастье будет когда-то? Люди за валерьянкой на такси едут за свой счет!», - обрушился депутат на Сергея Воронцова.

Министр ответил, что проблема актуальная, и он от нее не открещивается: «Особо она ощущается в сельской местности. Парк изношен на 75%». По его словам, минтрансом подготовлена заявка на приобретение дополнительного транспорта в муниципалитетах по программе льготного лизинга и льготного финансирования с учетом привлечения денег «Внешэкономбанка» через концессионера. По заходу в федеральную программу «Транспорт» сроки подачи заявок – до конца лета.

Ответ по ПАТП-1 посчитали невнятным. Председатель комитета Дмитрий Грачев увлекся арифметикой: «Нужно купить 10 автобусов... 30 из 141 стоят, их надо отремонтировать. Нужны средства. Водителей не хватает, а ставки укомплектованы. Вы просите деньги, а предложений не даете...» Но математические упражнения Грачева остались без реплики.

Сергей Шерстнев перешел к проблемам электротранспорта, намекая на необходимость выделения субсидий муниципальному предприятию: «Львята стоят сломаны, система на 30% разрушена. Не надо приукрашивать, что все нормально!». «Мы бы с удовольствием при наличии свободных средств поддержали электротранспорт, но уровень обеспеченности министерства не позволяет», - парировал Воронцов.

Депутат Николай Лазарев поднял вопрос жителей Верхней террасы, где строится новое Суворовское училище. Люди просят автомобильную развязку на «Арсенал» – там не работает мостовой переход с лифтом, нужно перенести на 50 метров остановку: «Там такой крюк! «Локоть» целый приходится обходить».

В зале кто-то решил пошутить: «Движение – это жизнь!», «Нужно учиться преодолевать препятствия!», но Лазарев оставался непоколебим: «Сделайте уже ульяновцам это счастье!».

Однофамилец парламентария, профильный вице-премьер Евгений Лазарев пояснил, что вопрос в проработке. Мэрии Ульяновска дано поручение нанести «красные линии» через генплан города. На проект заложено около 50 млн рублей, рассматривают возможность строительства новой развязки и ливневой канализации. Уже заключен контракт на проектирование дорожного съезда со светофорами.

Снова подняли вопрос капремонта Императорского моста через Волгу. Депутаты потребовали вмешательства. Железнодорожные пути и деформационные швы – в собственности РЖД, асфальт и плиты – у муниципалитета.

- Нужно в трехстороннем порядке сесть и обсудить вопрос взаимодействия. Чтобы не было сломанных телефонов, или, как в сказке «Лебедь, рак и щука». На мосту стабильно раз в день аварии. Его и не чистят совсем – там колеи зимой! - напомнил глава комитета, вице-спикер ЗСО Дмитрий Грачев. Чиновники ему ответили, что «понимание с РЖД есть», компания готова включиться «при определенных условиях».

Депутат Василий Гвоздев вступился за избирателей своего округа, которые задают вопросы, как можно ускорить процесс строительства дублера Московского шоссе. По данным минтранса, сдачу четвертой очереди новой дороги сдвинули на пять лет, теперь она запланирована лишь на 2030 год.

Несколько грустно из уст зампреда по транспорту и дорожному хозяйству Евгения Лазарева прозвучала важная мысль. В пятилетнем плане федерального финансирования Ульяновской области стоят только два объекта — мосты на Минаева и Шевченко-Смычки. Других капиталоемких проектов не предвидится. Но, как видим, и они превращаются в долгострои, подрядчики ищут заемные средства. «Если ситуация в стране изменится в целом, тогда рассмотрим [другие проекты]. А пока последние два года видим только секвестирование».

Кстати, мост на Шевченко-Смычки с «божьей помощью» обещают сдать до конца 2024 года: подрядная организация залезает в кредиты, деньгами поможет регион.

В прошлом году через международный аэропорт им. Н.М.Карамзина перевезено 615,4 тысяч пассажиров - такое количество в истории воздушного хаба достигнуто впервые. В августе-сентябре из речпорта совершило несколько рейсов судно на подводных крыльях «Метеор 2020» по маршруту Казань-Ульяновск-Казань. В этом году в маршрутную сеть планируется включить Нижний Новгород с заходом в Чебоксары.

Железнодорожным транспортом перевезено 398,5 тысяч пассажиров, что на 17% больше аналогичного показателя прошлого года. Востребованным стал новый маршрут Ульяновск – Казань, открытый в июне прошлого года. В текущем году пригородные маршруты планируется не только сохранить, но и расширить, добавив в летний период по выходным три поезда по маршруту Ульяновск – Майна для удобства садоводов.

Приоритетным направлением в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом остается развитие госпредприятий, обслуживающих социально-значимые маршруты. Объем предоставленных им мер поддержки в 2023 году составил 452,6 млн рублей. По данным «Ульяновскстат» автотранспортными перевозками воспользовались 48,8 млн пассажиров. Переход на контрактную систему позволил организовать 122 муниципальных и 45 межмуниципальных маршрутов. В течение 2024 года планируется заключить государственные контракты еще по 46 межмуниципальным маршрутам.

Не менее важной задачей остается обновление подвижного состава. При поддержке регионального бюджета государственными и коммерческими перевозчиками в 2023 году приобретено 50 новых автобусов среднего класса для «ПАТП-1» и 62 автобуса малого класса.

Общий объём финансирования транспортной отрасли в 2023 году превысил 937 миллионов, средний уровень заработной платы вырос до 49 563 рубля (рост к прошлому году – 114,1%).

Что касается дорожной отрасли, объём ее финансирования в 2023 году 14,6 млрд рублей. В региональный дорожный фонд поступило 13,7 миллиарда. Отремонтировано 534,6 км дорог и 11 мостовых переходов. Ремонт позволил увеличить долю региональных дорог, находящихся в нормативном состоянии, до 52,01% (при плановом показателе - 50,09%), дорог в границах Ульяновской агломерации – до 85,35% (при плановом показателе в 82%).

На дорожную деятельность муниципальным образованиям было направлено 2,3 млрд рублей, общая площадь ремонта превысила 1,5 млн кв. м или более 306 км автодорог и 14 км тротуаров. В 2024 году по настоянию депутатского корпуса на дорожную деятельность на автомобильных дорогах муниципального значения планируется направить 2,4 миллиарда.Все установленные показатели национального проекта «Безопасные качественные дороги» в регионе достигнуты в полном объеме.

ЦИФРЫ МИНТРАНСА ПО ИТОГАМ 2023 ГОДА

Дарья Косаринова