Сегодня с бюджетным посланием в Заксобрании выступил Алексей Русских. После этого депутаты высказали свои замечания – например, что доходы от продажи имущества слишком малы, а рынок алкоголя находится в тени. Губернатор поблагодарил собравшихся, пообещал, что работа продолжится, и отметил первоочередные задачи: важно, чтобы к марту в регионе не осталось ни одного обманутого дольщика, а дети-сироты побыстрее смогли получать жилье, которое положено им по закону. После длительного обсуждения документ приняли в первом чтении, но с «красными пометками» на полях.

Тревожные звоночки, штрафы и неучтенка

Глава Счетной палаты Игорь Егоров отметил, что региональный минфин рационально оценивает поступления в бюджет, а принципиальная позиция правительства и резкое сокращение дефицита позволяют надеяться, что оснований для сильного роста госдолга в дальнейшем не будет. Высказал он и замечания.

«Работу минимущества и продажу всего четырех объектов недвижимости за год считаю «очень не очень». Вместе с тем, министерство без районных администраций ничего не может сделать. Есть также тревожные звоночки по обслуживанию госдолга — тратить миллиарды мы не можем», — сказал Егоров. И предложил рассмотреть продажу «Базарносызганского АТП» и АО «Нектар» — время пришло.

Вице-спикера от КПРФ Рамиля Хакимова волновало снижение поступлений акциз на пиво. Также он поднял вопрос — кто контролирует то, что фуры ульяновского производителя пенных напитков арестовывались в других регионах с неучтенкой. По словам депутата, каждый грузовик — это миллион рублей налогов. В этот момент ему подсказали, что спрашивать такое стоит с полиции.

ЛДПР-овец Дмитрий Грачев спросил, чем грозит региону вступление в силу решения суда по Красному Яру (ситуация с рекультивацией мусорного полигона — пр.ред.) — договор судом признан незаконным. Министр финансов Наталья Брюханова ответила, что в случае недостижения показателей нацпроекта штрафы будут. «Это невнятная страусиная позиция, зачем мы замалчивали проблему», — высказался спикер Валерий Малышев.

Сенатор Рябухин, который ранее работал в Счетной палате, заметил, что 80% случаев нецелевого расходования бюджетных средств связаны с организацией конкурсных процедур: «Если будут доказательства, что деньги потрачены с нарушением закона, последует возмещение средств». С другой стороны, в таких случаях чаще всего средства оставляют региону, если выполнен контракт». Премьер-министр Владимир Разумков подтвердил, что процент освоения высокий, подрядчик продолжает работать на объекте, власти намерены оспорить решение суда к кассации.

Представитель прокуратуры ответил философски: «Если решение вступило в законную силу, значит, есть сила закона».

Грачев поупражнялся в арифметике. Он посчитал, что госдолг в 3 млрд рублей — это 8 миллионов в день: «Это больше, чем бюджет минкультуры, минмолодежи и минэка вместе взятых. Жителей не волнует размер госдолга, их беспокоит медицина, благоустройство, переселение из аварийного жилья».

Рябухин считает, что на выполнение своих обязательств регионам не хватает средств из федерального бюджета: «Мы рассчитываем, что 15 ноября наши пожелания будут учтены. Мы можем рассчитывать на 21,8 млрд из госказны. На субсидии, субвенции, компенсацию зарплат. По структуре бюджет сбалансирован, его надо поддержать, но с замечаниями согласен. 27% алкоголя находится в тени, в криминальной зоне, вот они — резервы. Доля контрафакта — 16%».

Нет денег на лампочки

В итоге за бюджет в первом чтении решено проголосовать, но с оговоркой, что работы еще много — «денег на все не хватает, у муниципалитетов нет средств даже на лампочки».

Русских поблагодарил парламентариев за обстоятельный разговор, за доскональное и глубокое изучение документа. «В первой редакции мы не решили всех задач, но в 2024 году рассчитываем на дополнительные доходы. Понятно, что сегодня мы проходим сложнейший период, федеральные средства направляются на решение задач СВО. Что касается региона — до мартовских выборов у нас не должно быть ни одного обманутого дольщика — это 800 млн рублей. 250 млн — на уменьшение очереди за жильем детей-сирот. 500 млн нужно для обеспечения многодетных земельными участками. 1,2 млрд рублей обещали сельхозпроизводителям, а 800 млн необходимо направить на просуженные исполнительные листы по медицине», — сказал губернатор.

Закон об областном бюджете в первом чтении на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов приняли.

Депутаты недовольны имуществом

Помимо областного бюджета депутаты обсудили и другие вопросы, которые к нему относятся. Например, доходы на имущество.

Министр имущественного комплекса Михаил Додин заявил, что 250 объектов региона не используются: 4 проданы, 19 сданы в аренду. Глава бюджетного комитета Мария Шпак отметила, что прогнозный план доходов в более 2 млн их не устраивает: «10 объектов в плане приватизации — мало. Знаем, что к ним добавятся еще 10, плюс 21 объект газовых сетей выставляется на продажу. Предлагаю работать с имуществом более эффективно».

Руководитель фракции КПРФ Виталий Кузин традиционно раскритиковал предоставление здания на Гончарова «Коммунистам России»: сказал, что отношение к объекту культурного наследия ужасное, оно находится в «печальном» состоянии. Перепало на орехи начальнику управления по культурному наследию Денису Герасимову — его Кузин назвал «ферзем», который не берет трубки, и поругался, что к тому «на хромой козе не подъедешь». Додин признал, что нужна программа по культурному наследию, но все упирается в финансирование.

Слово взял Владимир Камеко и потребовал исключить бесполезную трату бюджетных средств на переоценку объектов, которые не продаются годами. Кроме того, депутаты ждут окончательного решения по кадастровой оценке и просят рачительно относиться к вверенному имуществу.

Деньги на медицину

Следом выступила руководитель ТФОМС Ульяновской области Екатерина Буцкая. Бюджет ее ведомства в 2024 году превысит 20 млрд рублей. Из них 37 млн будут направлены на базовую часть программы ОМС по обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий населения. 35 млн запланировано на страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в гемодиализе, 2 млн — на оказание медицинской помощи беременным, 8 млн — на обеспечение дополнительных видов оказания медпомощи.

Вопросы к ее трехминутному выступлению возникли у Виталия Кузина. Он спросил сколько медработников ежегодно повышают квалификацию. Буцкая ответила, что в 2023 году такие курсы прошли 9 человек.

Кроме того, парламентарии обратили внимание на кредиторскую задолженность по ОМС в размере 738 млн рублей. В 2020 году она составляла 2,7 млрд рублей. Сейчас просрочка имеется в 14 организациях.

Депутат от партии ЛДПР Дмитрий Грачев уточнил, откуда взялась сумма в 8 млн рублей на транспортировку почечных больных: «Сформировалась, исходя из заявок?».

— Транспортировка не входит в сферы деятельности ТФОМС. Это средства областного бюджета: сумма за минусом льготных лекарств. Фондом был рассчитан тариф — 109 рублей на каждую услугу. Остальное — по потребности, вопрос к минздраву, — ответила Буцкая.

Елена Скворцова

Дарья Косаринова