Заволжский суд рассматривает историю заключенного четвертой колонии, от которого якобы пострадали двое тюремщиков. Из его дела можно узнать о бунте, произошедшем в стенах учреждения в сентябре. Тогда зеки пошли на штурм зоны: смели забор и кидали в сотрудников кирпичами. Унять буйных сидельцев удалось только газом.

В прошлом году по ульяновским колониям прокатилась волна беспорядков. Новый глава регионального УФСИН Сергей Балдин говорил, что местные зеки чересчур вольготно чувствовали себя за решеткой при старом руководстве, и теперь он грузовиками вывозит из учреждений алкоголь, сигареты и прочее запрещенное. Недовольные сидельцы отвечали на это провокациями, бунтами и массовыми жалобами: через родственников и правозащитников сообщали о насилии, жестких обысках и прочих перегибах администрации. На слуху были десятая колония, третья и вторая, а также ульяновское СИЗО-1. Однако поступившее в Заволжский суд дело Алексея А. расширяет этот список.

Биография у мужчины кровавая. Самое тяжелое преступление из его послужного списка приходится на 2016 год: с подельником он жестоко избил инвалида и еще живым «похоронил» на свалке под грудой мусора. Отметившись, кроме этого, еще и разбоем, Алексей получил 18 лет строгого режима и три года назад был отправлен в четвертую колонию.

«На путь исправления не встал, выводов не сделал и вновь совершил умышленное тяжкое преступление, а именно участие в массовых беспорядках, сопряженное с погромами и уничтожением имущества», — зачитывала вчера в суде обвинение прокурор Вера Шушина.

Бунт произошел днем 25 сентября прошлого года. Из обвинения и рассказов сотрудников УФСИН следует, что все началось с двоих осужденных «отрицательной направленности». Так обычно официально называют тех, кто не выполняет внутренний распорядок, отказывается работать — в общем, живет «по понятиям». Эта пара отказалась заходить в камеру, и охрана применила силу. Недовольные заключенные стали кричать о «беспределе» и просить помощи у других сидельцев. По камерам пошел шум.

«По радиостанции я получил сообщение, что в сторону штрафного изолятора выдвигается большое количество осужденных из жилой зоны. Они уже сломали часть забора и пробрались на территорию ШИЗО», — рассказывал в суде младший инспектор надзора, признанный одним из двух потерпевших по делу. Всего он заметил около 200 человек, некоторые бросались кирпичами.

В это время на «баррикадах» и появился Алексей А. По версии следствия, он запустил в сотрудников колонии полутораметровой доской — младший инспектор сумел увернуться, и та задела его лишь по касательной, а вот его старший коллега не успел и получил ссадины. Травмы несерьезные, но уголовные.

«Успокоить» заключенных удалось только после применения газа. По словам гособвинителя, в результате беспорядков сломали забор между штрафным изолятором и жилой зоной, разбили два окна и видеокамеру, повредили металлическую дверь ШИЗО. Делали это, якобы «желая оказать давление на руководство ИК-4 и добиться ослабления условий содержания».

Алексею А. вменили две статьи: участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ, до восьми лет заключения) и дезорганизацию работы колонии (ч. 2 ст. 321 УК РФ, до пяти лет заключения). По первой статье вину он не признал, по второй — частично. «Они (сотрудники УФСИН — прим.) говорят, что у них везде камеры наблюдения, но почему-то со мной есть только одна запись, где я один. Говорят, видео с беспорядками стерли — как это, удалили вещественные доказательства?», — удивлялся Алексей в разговоре с корреспондентом 73online.ru. Интересы мужчины защищает адвокат Наталья Бирюкова.

Пока на процессе объявили перерыв до 3 февраля — для вызова свидетелей. Планируется допросить порядка 10 человек, ожидается, что процесс займет около месяца.

Андрей Семёнов

Фото: ru.depositphotos.com