Фигуранты уголовного дела о бандитизме потребовали отвести прокурора Олега Олейника, который вел процесс почти полтора года. Гособвинитель «ответил» на прениях: потребовал жесткого наказания для всех предполагаемых участников банды — вплоть до 18 лет в колонии строгого режима, а также конфискации «служебного» «Порш Кайена» гангстеров.

По версии обвинения, в 2019 году, на исходе последней отсидки, рецидивист Александр Ш. решил сколотить на воле банду и до освобождения руководил ею дистанционно. Подходящие люди нашлись через знакомых. Профилем работы было выбрано вымогательство, в котором Ш. имел некоторый опыт. Жертвами преимущественно становились цыгане — предполагалось, что в полицию они обращаться не станут. Схема почти всегда была одна: людей похищали, обвиняли в наркоторговле и требовали ответить за это деньгами.

Поддержать подсудимых на прениях пришли друзья и родственники. «Как жизнь?», «Какие новости?» — разговаривали они до прихода судьи. Заседание началось с попытки Александра Ш. снять с процесса прокурора Олега Олейника. Его винили в чрезмерном общении со свидетелями и влиянии на их показания. Судья вышел обдумать инициативу, и в это время фигуранты так бурно общались с близкими, что последних пришлось вывести. Вернувшись, судья отказал автору ходатайства.

Оставленный на процессе Олейник ответил тем, что попросил исключить из анкетных данных одного из подсудимых информацию о том, что он женат. Для последнего новшество в семейном статусе стало откровением, хотя особых эмоций по этому поводу он не выказал.

Далее Олейник озвучил для фигурантов сроки. Для двоих предполагаемых организаторов — 18 и 15 лет строгого режима со штрафом 1 млн рублей каждому, для других — от 7 лет 10 месяцев до 16 лет строгого режима со штрафами от 500 тысяч до 1 млн рублей. «Порш Кайен», на которых жертв возили в лес уговаривать делиться деньгами, обвинение потребовало конфисковать. «Оставьте его дедушке!», — возмутился один из фигурантов — фактический владелец машины, записанной на его деда.

Далее выступили подсудимые и их адвокаты. Самой яркой выдалась речь Александр Ш., одного из предполагаемых организаторов банды. На протяжении семи минут он обличал СМИ, правоохранительную и судебную системы, сыпя фразами про «игру людскими судьбами», «щупальца системы» и «жернова власти».

— Чем круче вы завернете материал, утяжелите статью и предадите резонансную огласку, тем почетнее будет ваша должность. А СМИ напишут очередной блокбастер о дерзкой банде, которая пытала людей плоскогубцами. Хотя мне далеко до фантазий прессы. Никто не напишет, что потерпевшие промышляли наркоторговлей, и большая часть из них – цыганской национальности, так как правда давно неактуальна. Народ напичкан пропагандой. <...> Прошу вопреки предвзятости дать разумный срок — в сравнении с тем, что я совершил, а не что доказано, так доказать можно все, — заявил подсудимый.

С репликами по поводу запрошенного наказания выступил все, кроме одного из обвиняемых — на него просто не хватило времени. Ожидается, что он выскажется в пятницу, после чего определится дата, когда судья вынесет подсудимым приговор.

Андрей Семёнов