Самое объемное в истории региона дело о подставных ДТП продолжает буксовать и в новом году. Галина Сошкина вновь не досчиталась участников: один из адвокатов госпитализирован с коронавирусом, и это не первый случай среди защиты. Участники не могут даже предположить, когда завершится процесс, но вынуждены мириться с ситуацией.

Год прошел с момента, как полиция отчиталась о раскрытии крупнейшего для Ульяновской области дела об автостраховом мошенничестве — в нем более 30 фигурантов, 80 эпизодов и 400 томов. Подробности сообщала официальный представитель МВД Ирина Волк, что подчеркивало важность истории и внимание к ней на федеральном уровне.

Однако судебному процессу резонанс вокруг него скорости не придал. Спустя почти год приговора не видно даже близко. Пока успели огласить лишь обвинение — по сути, рассмотрение дела находится на начальной стадии. Причиной тому его объемы: на каждое заседание надо собрать по 60 человек — подсудимых и их адвокатов. Это и в обычное-то время было бы сложно, а теперь ситуацию усугубляет еще и коронавирус: участники постоянно пропускают заседания, а без них знакомиться с материалами нельзя.

Вот и вчерашняя встреча сторон продлилась лишь пять минут — выяснилось, что отсутствуют трое подсудимых и двое адвокатов. Защитник Александр Саркисян госпитализирован с коронавирусом, двое участников находятся на больничном, еще один обвиняемый причину отсутствия объяснить не удосужился. Судья Галина Сошкина уже привычно постановила, что в таких условиях продолжать процесс нельзя.

Фигуранты и их защитники переносом рассмотрения недовольны. Адвокат Игорь Медведкин отмечает, что постоянные вызовы на заседания мешают работе подсудимых, а подписка о невыезде ограничивает возможность их передвижения — и когда все это закончится, неизвестно. Один из фигурантов Алексей Самойлов говорит, что затянувшийся процесс не только осложняет ему и остальным жизнь, но и дорого обходится государству. Ранее он уже заявлял, что сотрудники полиции якобы были вынуждены специально строить ангары, чтобы поставить туда все арестованные автомобили подследственных.

При этом к суду никто из участников процесса претензий не имеет: все отмечают, что Галина Сошкина действует в рамках закона. Так, прокурор Владимир Чигин говорит, что в нынешней ситуации других вариантов, кроме переноса заседаний, просто нет: «Вернемся к процессу, когда участники соберутся и будут здоровы. Мы же не можем вытаскивать людей из больницы, тем более с ковидом».

А вот к кому у подсудимых есть претензии, так это к следствию: один из них отмечает, что силовики в стремлении утяжелить обвинение и, вероятно, сделать историю еще более громкой, излишне вменили всем статью об участии в преступном сообществе (210 УК РФ). В будущем это только растянет процесс во времени, при этом статья сложна для доказывания и, как правило, в приговоре не остается. Многие из «сообщников», каковыми их считает следствие, познакомились лишь в суде.

Следующее заседание намечено на 31 января — но никто не дает гарантий, что оно состоится.

Андрей Семёнов