Самое масштабное дело об автостраховом мошенничестве в Ульяновской области рискует побить еще один рекорд — по длительности судебного процесса. Он идет с марта, но с тех пор удалось только зачитать обвинение. Некоторые адвокаты снимаются с дела, от других отказываются сами обвиняемые — так долго платить защитникам им не по карману.
В понедельник после полуторамесячного перерыва возобновился процесс по крупнейшему в регионе делу об «автоподставах». На скамье подсудимых более 30 человек, ущерб страховым компаниям исчисляют 35 миллионами рублей. Длительная пауза связана с появлением нового адвоката: один из фигурантов сменил защитника, и тому дали полтора месяца, чтобы освоить 400 томов уголовного дела.
Перед началом заседания заполнившие зал подсудимые шутили, что было бы неплохо сфотографироваться своей большой компанией под табличкой Засвияжского районного суда. Один из обвиняемых недовольно рассказывал корреспонденту 73online.ru, что УМВД потратило на них денег больше, чем составляет ущерб по уголовному делу. Все автомобили, по версии следствия участвовавшие в подставных ДТП, надо было изъять, а так как их больше двух десятков, полицейским якобы пришлось строить под них дополнительные ангары.
* В автопарк автоподставщиков входили Mitsubishi ASX, Pajero Sport, BMW 320D, Mercedes Benz С180, Mitsubishi Outlander, Volvo S40 и S60, Lexus RX270, Infiniti FХ30D и QX70, Peugeot 4008, мотоцикл BMW R1200GS ADVENTURE и другие.
В ожидании судьи фигуранты обсуждали коронавирус и вакцинацию. Здесь у них свой интерес: заболев, из процесса постоянно выпадают как сами подсудимые, так и их адвокаты. Вот и на этот раз долгожданное заседание не состоялось: затемпературили двое обвиняемых, несколько адвокатов тоже присутствовать не смогли. Защитник Ольга Лебедева сделала неожиданное заявление — потребовала освободить ее от участия в процессе. Еще на старте рассмотрения дела она ходатайствовала о «переезде» заседаний в помещение побольше, где было бы больше квадратных метров на человека и меньше шансов заразиться, но ей отказали. В итоге адвокат переболела коронавирусом. По ее словам, есть большая вероятность что из-за последующих осложнений она не сможет принять участие в процессе. Лебедева заявила, что «не имеет морального права» тормозить суд, а потому ее из числа участников лучше исключить. Судья Галина Сошкина к такому заявлению отнеслась скептически и отметила, что адвокат не предоставила никаких документов, подтвердивших бы слабое состояние ее здоровья.
Один из обвиняемых заявил, что вообще отказывается от адвоката: «Стабильной работы нет, а у меня жена и двое детей, их кормить надо». Учитывая, что процесс стартовал в марте, а к началу декабря успели только огласить обвинение, пройдет еще не один десяток заседаний и работа защитника действительно обойдется в солидную сумму.
Галине Сошкиной в итоге вновь пришлось отложить рассмотрение дела — на этот раз до шестого декабря. «Я сам хочу, чтобы вопрос решился скорее, — говорит подсудимый Алексей Самойлов. — Мы должны были начать допрос потерпевших, но сменился один из адвокатов, и ему пришлось дать время ознакомиться с материалами. Это не личная инициатива подсудимых, чтобы как-то затянуть процесс, а волеизъявление самих защитников. Нам самим это не нравится: я, например, не могу планировать ничего долгосрочного, нет определенности, это мешает работе».
По словам Самойлова, самоорганизоваться с другими подсудимыми он не может: несмотря на то, что всем вменяют серьезную статью об организации и участии в преступном сообществе, многие обвиняемые друг с другом незнакомы. «Я боюсь подходить к ним с каким-то обсуждением — вдруг скажут, что я оказываю давление», — сетует Самойлов.
Напомним, подсудимых в зависимости от роли обвиняют в страховом мошенничестве (статья 159.5 УК РФ), а также в организации либо участии в преступном сообществе (статья 210 УК РФ). Никто из фигурантов вины не признает.
Андрей Семёнов