Вслед за новыми автомобилями "вторички" тоже подскочили в цене. Теперь у тех, кто еще недавно заглядывался на автомобили одного класса, может появиться необходимость открыть объявления с машинами попроще. Рынок подержанных автомобилей в Ульяновске по результатам 2020 года вырос на 6,2%, свидетельствуют данные «Автостата». Эксперты говорят, что в 2021-м продажи, вероятнее всего, сократятся, а стоить автомобили с пробегом будут еще дороже.

По оценке «Автостата», в 2020 году объем рынка легковых автомобилей с пробегом в Ульяновске составил 22,3 тысячи единиц. Это на 6,2% больше, чем в 2019 (21 тыс. шт.).

Лидером по количеству проданных авто, несмотря сокращение объемов продаж по сравнению с прошлым годом на 2,3%, остается отечественная марка LADA — таких автомобилей в Ульяновске было продано 6,3 тыс. штук. На втором месте корейская Kia (1604 машины), тройку лидеров замыкает бренд из Японии Nissan (1076 штук). В топ-5 вошли также Renault — 1064 проданных авто и Chevrolet — 997.

Если же говорить о тех марках, которые по итогам 2020 года продемонстрировали в Ульяновске наибольший рост в сегменте продаж авто с пробегом, то тут в лидерах Volkswagen (+29,1% по отношению к 2019 году), Hyundai (+25,2%), Renault (+21,6%), Nissan (+21,3%) и Kia (+16%).

По подсчетам аналитического агентства «Автостат», подержанные машины в России к концу 2020 года подорожали на 9%, а их средняя стоимость составила 666,4 тыс. рублей. На автомобили в возрасте от 3 до 7 лет цены выросли на 15–20%. Сильнее всего подорожали «свежие» машины в возрасте от 3 до 5 лет. В то же время «старички» — от 10 до 20 лет — прибавили в цене всего около 5%.

«Все мы привыкли, что когда покупаешь автомобиль в дилерском центре, он за год теряет порядка 15% стоимости. Сейчас мы столкнулись с тем, что люди, которые приобретали машины в 2014-2018 годах, могут сегодня продать их за большую цену. И такая тенденция, вероятнее всего, будет продолжаться», — говорит директор дилерского центра Škoda и Volkswagen «Мотом» Владислав Ларионов. По его оценке, основным триггером этого процесса стал рост цен на первичном рынке. «Люди избавлялись от рубля, который стремительно ослабевал, и старались купить машины до того, как они станут еще дороже, рассчитывая, что вложения будут хорошей инвестицией. Это привело к дефициту машин у дилеров. В результате рост цен и нехватка новых авто у дилеров вызвала повышенный спрос и рост стоимости на вторичном рынке», — отмечает Ларионов.

Руководитель отдела продаж автосалона автомобилей с пробегом «Мотом Автомаркет» Алексей Портнов рассказал, что некоторые популярные модели (KIA Rio, Hyundai Solaris, Skoda Octavia, Toyota Camry) за 2020 год подорожали довольно заметно — на 12-15%. Премиальные бренды (Mercedes, BMW, Audi) выросли в цене на 10-15%. Например, если в декабре 2019 года вы могли купить Hyundai Solaris 2015 года в хорошей комплектации за 470-490 тысяч, то в декабре 2020 за аналогичный автомобиль продавец попросит уже не меньше 550 тысяч рублей.

Однако, как отмечает бренд-менеджер «Мотом Автомаркет» Евгений Мастеров, сейчас ситуация с ценами на автомобили с пробегом устаканилась — стоимость вышла на плато, более того предвидится небольшой спад, но в дальнейшем в течение года цены продолжат расти, хотя и не так интенсивно. «Глобально автомобили дешеветь уже не будут, и нам предстоит жить в этих реалиях, ведь цены на авто с пробегом находятся в прямой зависимости от цен на новые», — подчеркнул он.

При этом, по данным «Автостата», срок владения автомобилем в 2020 году вырос на 2,2%, до 4,8 года. Как отмечают в «Авто.ру», в первую очередь это связанно с тем, что на фоне снижения доходов россияне отказываются от покупки или обновления машин. Рост срока владения новыми автомобилями означает дефицит ликвидных подержанных машин на вторичном рынке, говорят в «Авто.ру».

Эксперты отмечают, что типовой цикл владения автомобилем составляет около пяти лет. То есть сейчас в продаже должны появиться машины, впервые купленные в кризисном с точки зрения продаж 2016 году (1,25 млн штук). Это значит, что срок владения личным транспортом в ближайшие годы увеличится: машины будут стареть, а пробег — расти. Как отмечает Fоrbes, если раньше многие не рассматривали авто старше 3–5 лет с пробегом свыше 50 000 км, то сейчас эти цифры начали смещаться к 10 годам и 150 000 км.

Ажиотаж 2020 года уже значительно сократил предложение автомобилей с пробегом, и нужно время, чтобы оно восстановилось, считают эксперты. Согласно базовому прогнозу «Авто.ру», в 2021 году рынок подержанных машин сократится на 1,6%. В оптимистичном сценарии возможен рост на 2%, в негативном — падение до 2%, то есть до уровня 2015–2016 годов.

Анна Ежова