После коронавирусных ограничений суд вернулся к делу трех бывших бухгалтеров строительной компании "КПД-2", обвиняемых в хищении более 17 млн рублей. По делу допросили владельца холдинга, почетного строителя России Валерия Давидзона. Он рассказал, как бухгалтеры потеряли его доверие из-за роскошных покупок и сколько, по его мнению, похитили на самом деле.

Напомним, бухгалтерам Наталье Соколовой, Людмиле Костиковой и Юлии Бирюляевой вменяют хищение у группы компаний "КПД-2" 17,4 млн рублей с 2013-го по 2015 год. По версии следствия, используя фиктивные документы, они присваивали деньги компании, мошенничали с зарплатой. Соколовой кроме того вменили еще и легализацию преступных денег: её квартиру за 5 млн на улице Радищева посчитали купленной на ворованное.

В среду, 3 июня, в суде допросили потерпевшего – владельца строительного холдинга "КПД-2" Валерия Давидзона. Заседание получилось бурным: Давидзон, отвечая на вопросы гособвинения, давал неудобные для них показания, защита, пытаясь парировать, нарывалась на замечания от судьи.

- Мы начали допрос по всем рассматриваемым эпизодам, 3 июня прошли первый, связанный с хищением 4,7 млн рублей. В ходе допроса потерпевший полностью подтвердил данные в ходе следствия показания, заняв последовательную позицию. Для обвиняемых заседание получилось нервным, ведь их позиция, которую они заняли, пытаясь создать себе алиби, была полностью разрушена показаниями свидетеля, - прокомментировал 73online.ru старший прокурор отдела гособвинителей Игорь Рябов.

Валерий Давидзон, в частности, рассказал, что бухгалтера Юлию Бирюляеву на предприятие привела ее мать, заведующая столовой, впоследствии уволенная за злоупотребления. Бухгалтер Наталья Соколова устроилась к нему в 2001 году по рекомендации аудитора Дементьевой. В дальнейшем Дементьева, уже по инициативе Соколовой, проводила в компании проверки. Сейчас Давидзон предполагает, что знакомство дам могло плохо влиять на объективность тех проверок.

По словам бизнесмена, зарплаты бухгалтерам он платил хорошие, помогал, продавал квартиры подешевле. В благодарность же получил похудевшую их стараниями кассу. Недоверие к троице у него копилось постепенно: доходила информация, что они стали позволять себе дорогие вещи, часто ездят за границу, покупают автомобили, а Костикова и Соколова приобрели по квартире в престижном клубном доме на Радищева. Соколова якобы еще и поила коллег дорогим коньяком. Сам Давидзон контролировать бухгалтеров не мог в силу большого объема работы, но периодически поручал проверки заму Алексею Гаеву и сыну Сергею Давидзону. Почти всегда они натыкались на недостачи, но бухгалтеры потом находили документы, их обосновывающие. Давидзон понял, что хищения никто не мог обнаружить, потому что все документы и доступ к программам учета были у самих бухгалтеров.

Окончательно все для него решил эпизод, когда Соколова (на фото) попросила у него взаймы 5 млн рублей на покупку квартиры. Сказала, что продаст две имеющиеся и погасит долг. Деньги отдала, причем быстро - в течение трех месяцев. Давидзон знал, что на самом деле никаких квартир она не продавала, а новое жилье еще и требовало дорогостоящего ремонта – откуда бы Соколова взяла такие деньги?

После этого он решил взять в компанию нынешнего главбуха Ирину Тришину, которая провела бы детальный аудит. Тут-то и были выявлены хищения. По мнению Валерия Давидзона, общий их объем на самом деле был около 100 млн рублей, но бухгалтеры, покидая компанию в 2015-2016 годах, уничтожили подтверждающие это документы и внесли изменения в базы данных. По его мнению, это не могло быть простой бухгалтерской ошибкой, все было спланировано, в том числе и пути отхода. Отвечая на вопросы сторон, он прокомментировал позицию защиты, что деньги из кассы выдавались под отчет и не возвращались самим Валерием Давидзоном, его замами Алексеем Гаевым и Игорем Катковым а также наличие на предприятии "черной" бухгалтерии. Давидзон полностью опроверг эти предположения. По его словам, особенности работы строительного холдинга не позволяли вести бухгалтерию таким образом, в группе компаний регулярно проводились налоговые проверки, да и следствие во время собственных проверок подтверждения этим доводам не нашло.

Перед Давидзоном, 2 июня, суд выслушал бизнесмена Наири Чатиняна. Он проходит по делу свидетелем. В 2011 году Чатинян покупал в "КПД-2" квартиру на улице Островского, в 2013-м внес за нее 1,7 млн рублей. Наличные передал Юлии Бирюляевой. Та по указанию Костиковой внесла на расчетный счет компании только 500 тысяч рублей, а остальное женщины присвоили и поделили, считает следствие. Позже подготовили фиктивные документы, что деньги якобы поступили на счет целиком. Во время допроса Наири Чатинян подтвердил свои показания, данные на этапе следствия, и заверил суд, что точно помнит, как передавал деньги наличными, а не зачислял на счет, процедуру он знает и помнит хорошо.

Процесс продолжится в пятницу, 5 июня. У суда еще остались вопросы к Валерию Давидзону, поэтому очередное заседание вновь будет посвящено его допросу. Обвиняемые пока находятся под подпиской о невыезде. По обвинению в мошенничестве в особо крупном размере им грозит до 10 лет лишения свободы.

Андрей Семенов