Два похожих запроса в региональный Роспотребнадзор, касающихся безопасности социального питания в школах, получили два разных ответа. Уходя от прямых вопросов, ведомство Елены Дубовицкой спряталось за общие формулировки в одном случае и представило сведения, мягко названные экспертами некорректными, в другом. В то же время повторный инцидент с госпитализацией курсантов «лётки» показывает, насколько опасны заигрывания с СанПиНом.

Информация не для СМИ

В ведомство Елены Дубовицкой мы обратились с вопросами о проверках социальных учреждений региона и их пищеблоков на соответствие санитарным нормам. Нас интересовало, определялись ли типы и виды пищеблоков в детских садах, школах, больницах? Отвечают ли они установленным требованиям? Какие конкретно учреждения проверялись и какие планируется проверить в 2023-м?

В установленный законом срок из Роспотребнадзора пришел ответ, полный размытых формулировок и общих фраз: «Управление … уделяет особое внимание вопросам питания детей и подростков», «питание обеспечивается в соответствии с требованиями …», «… информация направляется губернатору». Конкретным можно назвать лишь то, что специалисты Дубовицкой провели актуализацию типов школьных пищеблоков в 2021-2022 учебном году.

Спустя пару недель мы узнали всю конкретику, но не от Роспотребнадзора, а из соцсетей: запрашиваемые цифры ведомство предоставило по другому запросу – правозащитнику и учредителю ИА Simbirsk.City Константину Толкачеву. Что помешало Елене Дубовицкой сообщить те же сведения зарегистрированному в законном порядке СМИ? Вероятно, причина кроется в самом ответе.

Не замечая очевидного

В данных Роспотребнадзора приводятся сведения, в корректности которых опрошенные редакцией эксперты сильно сомневаются. В частности, по представленным г-ну Толкачеву данным, в школах Ульяновской области действует 403 пищеблока, из которых подавляющее большинство, 312, являются сырьевыми. Еще 91 пищеблок считается доготовочным, работающим на полуфабрикатах, и есть один буфет-раздаточная.

Константин Толкачев– По законодательству, в составе комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, должен быть внушительный перечень оборудования, соответствующий температурный режим, отдельные помещения и т.д. Отсутствие этого не может не заметить профессионал, но специалисты Роспотребнадзора по какой-то причине не замечают, – прокомментировал ответ Роспотребнадзора Толкачев.

Константин Толкачев считает, что контрольно-надзорный орган в лице Роспотребнадзора ведет себя как минимум странно. По мнению правозащитника, цифра в 312 сырьевых пищеблоков, мягко говоря, не соответствует действительности. На деле лишь 2-3 современных лицея в Ульяновске соответствуют критериям СанПиН, «в остальных учреждениях – это прошлый век».

Для того, чтобы определить тип пищеблока, специалистам Роспотребнадзора даже не нужно выходить в школу или детский садик. Достаточно просто посмотреть проект школы – они с советских времён однотипные и легко доступны в интернете на сайтах тех же школ. Правозащитник привёл ряд примеров с сайтов ульяновских школ, из которых видно, что никаких цехов в этих школах нет даже по проекту.

Алексей Волков

Руководитель Агентства социального питания Алексей Волков отмечает: руководство региона довело до директоров школ позицию о необходимости строгого соблюдения СанПиН.

– На уровне вице-премьера Кучица неоднократно проводились совещания с руководителями муниципалитетов, где этот вопрос также обозначался. Агентству дано поручение предоставлять директорам всю необходимую помощь в проведении аудита по данному вопросу с привлечением специалистов профильных НИИ. Такие возможности предоставлены, более того, школы могут самостоятельно провести такой аудит в специальной программе, с которой они ознакомлены. Региональный стандарт указывает на то, что тип и вид пищеблока обязаны учитываться при организации питания школьников. Региональное меню согласовано региональным Роспотребнадзором, и оно также варьируется в зависимости от проектного решения школы. Агентство рекомендует директорам школ указывать тип пищеблока при проведении конкурсных процедур для заключения контрактов по организации питания.

Представители операторов социального питания на условиях анонимности подчеркивают, что тип пищеблока сегодня определяется исключительно руководителями организаций, и поставщик питания работает, исходя из указанных данных.

Получается, нарушений в школах эксперты Роспотребнадзора принципиально не замечают. Остается открытым вопрос, по какой причине это происходит – намеренно или от непрофессионализма?

«Страусиная» позиция

Эксперты поясняют: «развести» условные сырое мясо, овощи, яйцо, хлеб и готовые продукты должны как раз разные цеха на пищеблоках. Работа с сырым мясом требует определенных условий – на поваре должна быть спецодежда, перчатки, в цеху должен быть соответствующий температурный режим (не выше 12 градусов), чтобы минимизировать риски: в мясе могут оказаться одноклеточные организмы, вызывающие токсоплазмоз, саркоцистоз – болезни, особенно опасные для детей. В отдельном цехе должно обрабатываться и яйцо, для предотвращения заражения от сальмонеллы. Причём должна соблюдаться стадийность. Кроме этого, овощные и фруктовые плоды могут быть заражены, если их хранить рядом с инфицированными яйцами и мясом. И поэтому также должны обрабатываться в отдельном цехе.

– Нерадивые продавцы, плохой ветконтроль допускают попадание мяса инвазированных, то есть зараженных животных на стол человека. Как паразитолог подчеркну: есть десятки болезней, которыми человек и животное могут заразить друг друга. До 70-80% заражения людей паразитами происходит из-за недоготовленного мяса. Поэтому важно досконально изучить ветсправку при покупке мяса, правильно термически обработать его либо провести заморозку, – объясняет доктор ветеринарных наук, профессор кафедры паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы ФГБОУ ВО МГАВМиБ-МВА имени К.И. Скрябина Борис Лайпанов.

Однако на практике оказывается, что требованиями безопасности в Ульяновске пренебрегают: необорудованные для готовки пищеблоки ответственные лица официально причисляют к сырьевым.

– Я не знаю причину, но почему-то Дубовицкая заняла излишне закрытую позицию по вопросу, который имеет особую общественную значимость. По сути, ее ответы – это формальность и не соответствуют законодательству в части действующих норм СанПина. Думаю, назрела необходимость совместить рейды прокуратуры, Роспотребнадзора, родителей и общественности. И тогда придется признать, что это не совсем то, что должно быть в идеале. А если чиновники и дальше продолжат прятать головы в песок, неприятности у учащихся в учебных заведениях продолжатся, – отметил Толкачев.

За разъяснениями мы снова обратились к госпоже Дубовицкой. Ожидаем ответ.

Татьяна Лисицына

При участии Дарьи Косариновой

Фото: vk.com/civilcase